ФЕРРУЧЧО СОЛЕРИ: Я СОБИРАЛСЯ СТАТЬ ФИЗИКОМ ИЛИ МАТЕМАТИКОМ, А СТАЛ АРЛЕКИНОМ...
Одним из первых спектаклей, который был показан на проходящем сейчас в нашем городе фестивале Союза театров Европы был легендарный "Слуга двух господ". Не знаю как насчет книги Гиннесса, но и без нее исключительность этой постановки очевидна. Созданный крупнейшим режиссером ХХ века Джорджо Стрелером "Слуга двух господ" идет на сцене знаменитого миланского театра Пикколо 54 года подряд. За это время он был показан в 40 странах мира 2000 раз. С 1962 года главную роль - Арлекина - исполняет в спектакле-долгожителе Ферруччо Солери.
Спектакль решен Стрелером в традициях старинного площадного театра комедии дель арте, а потому роль Арлекина требует невероятной подвижности. Солери буквально летает по сцене, ходит колесом, держит совершенно невероятный комедийный ритм, при этом у него никогда не сбивается дыхание. Поверить, глядя на сцену, что актеру 73 года, не может никто. Говорят, что Солери владеет йогой. Но это обстоятельство только отчасти объясняет феномен спектакля и исполнителя главной роли. Остальное - тайны творчества и мастерства, которыми актер поделился со студентами Театральной академии на Моховой в набитом до отказа зале Учебного театра на следующий день после спектакля, закончившегося длительной овацией публики.
- Я хотел бы, чтоб наша встреча не была похожа на университетскую лекцию, пусть это лучше будет обмен мнениями. Вас устраивает такое предложение? Тогда, пожалуйста, вопросы...
- Сколько вам было лет, когда вы впервые исполнили роль Арлекина?
- Я начал работать в театре очень поздно. Актером быть не собирался. Перепробовал много профессий, потому что часто менял свои представления о том, кем хочу быть. Учился во Флорентийском университете, изучал там математику и физику. Правда, театр любил с детства, поэтому стал заниматься в университетском театре. И меня стали спрашивать: "Почему ты не хочешь попробовать себя на профессиональной сцене?" И я решил поучаствовать в конкурсе в Национальную академию драматического искусства в Риме. Меня приняли. А потом еще пришлось пойти и отслужить в армии. Так что свой первый контракт в качестве актера я подписал в возрасте 28 лет.
- Не все студенты смогли попасть на ваши спектакли, не могли бы вы сейчас рассказать и показать нам, что такое знаменитый театр дель арте?
- Постараюсь. Комедия дель арте родилась в Италии во второй половине XVI века. Она появилась в Венеции. Не знаю точно, в силу каких причин именно там. Возможно, потому, что Венеция слыла очень богатым городом и туда был большой наплыв людей. Ехали со всей страны, надеясь найти работу и осесть в благополучном городе. И, конечно же, работы на всех не хватало. А что делает человек, когда ему не удается найти работу? Садится и задумывается. И очень многие сидели на площадях и улочках Венеции. Это были в основном молодые люди, а когда молодые люди собираются вместе, они начинают рассказывать друг другу какие-нибудь истории, похожие на те, что мы теперь называем анекдотами. Образовывались небольшие группки, и время от времени раздавались взрывы смеха.
Тогда не было магазинов на каждом шагу, а существовали лавочки, киоски, прилавки, торговали всем понемногу. И торговцы, слыша такой спонтанный смех, подходили к этим группам и предлагали: "Ты так хорошо умеешь рассказывать, расскажи что-нибудь у моей лавки. Только говори громко, а потом ты отойдешь в сторону, а я буду продавать тем, кто тебя слушал". Очень вероятно, что так и родилась комедия дель арте.
Потом они стали рассказывать свои истории в масках. Почему? Думаю оттого, что во всем мире на всех континентах театр зарождался в масках. Маска закрывает лицо, и человек чувствует себя более защищенным. Потом маска как бы увеличивает черты лица и его легче рассмотреть с расстояния. И голос усиливается, его можно слышать издалека. Этих стихийных актеров или их персонажей звали дзанни. Почему? Джованни - это самое распространенное имя там, откуда происходили рассказчики, уменьшительное Джанни, а на диалекте звучало Дзанни, так их и стали называть. Одеты они были очень просто - белая куртка и штаны. Это потому, что цветная одежда стоила дорого. О чем рассказывали? Истории из повседневной жизни. Темы тоже простые, для народа: любовь, секс, денежные проблемы и политика. То есть те темы, которые и сегодня могут заставить смеяться. Так что, как видите, человек, конечно, меняется, но по глубинной сути он тот же, что и был 400 или 500 лет назад.
Поначалу истории рассказывались монологом, такой вот театр одного актера, а потом пришла мысль разыгрывать их как диалог, поскольку так получается живее. Так что дзанни было два - первый и второй. Первый со временем стал Бригелой. Он хитрый и все время старается пристроиться на кухне, потому что вопрос с пропитанием стоял остро. Но кухня в то время, когда богачи жили в замках, обычно отделялась от столовой большим расстоянием. И слуга метался туда-сюда. У него появлялись мозоли, и ноги побаливали. Но за всю жизнь он сумел приноровиться. Вот, посмотрите теперь на видео отрывок, где я играю Бригелу, который приглашает на кухню и расхваливает еду...
А из второго дзанни получился Арлекин. Спустя какое-то время к ним прибавились другие персонажи. Почему бы не показать тех, о ком идет речь? Так появился старик-богач. Богачи в то время, как правило, старики. Он был одет в красно-черный костюм. Красный - цвет богатства, черный - старости. Поскольку он стар, то должен носить бороду, а поскольку смешон, то бородка остренькая, комическая. Зовут его Магнифико.
Среди персонажей, которые остались неизменными, и до сих пор есть так называемые лжеинтеллектуалы. Один из них - Доктор. Он изображает просвещенного человека, но делает непозволительные ляпсусы. У него всегда книжка под мышкой, чтобы показать, какой он интеллектуал, хотя он едва-едва умеет читать. Он говорит с болонским акцентом, потому что Болонья тогда была главным университетским центром, цитирует латинские выражения, но большей частью некстати и презирает простонародную публику...
Во второй половине XVIII века комедия дель арте умирает. Тем человеком, который убил комедию дель арте, был Гольдони. Хотя "Слугу двух господ" он написал в традициях комедии дель арте, но он видел, как постепенно лучшие актеры приглашались за рубеж. Как сейчас это практикуется в спорте. А худшие оставались в Италии, и, чтобы заставить публику смеяться, они прибегали к вульгарности и другим недостойным приемам. И тогда возникла идея реформировать комедию дель арте в комедию характеров. Персонажи и маски из итальянской комедии исчезают...
Не знаю, хорошо ли я произношу фамилию, но у вас был великий Мейерхольд. Он чуть ли не первым в Европе вновь открыл комедию дель арте уже в ХХ веке...