БОЛЬШОЙ ПЛОХОЙ УНИВЕРМАГ
Вот уже несколько лет мы, как считается, уверенно идем по рыночному пути развития. Однако иногда наш "рынок" очень напоминает плохой советский универмаг.
Вот простой пример. Молодая семья решила купить холодильник. Люди они небогатые, кроме того, ждут ребенка и оплатить покупку сразу целиком не могут. Но это сейчас не проблема - можно покупать и в кредит. В магазине их встречают радушно, подробно рассказывают про условия такой покупки, одно плохо - ни одной из трех моделей, которые устроили бы покупателей, сейчас в наличии нет. То есть в торговом зале они стоят, но фактически уже проданы. Когда снова появятся - неизвестно, по словам продавца, "где-то в середине недели приходите - может быть, и будут..." А ведь клиенты кредитоспособны и первый взнос готовы сделать хоть сейчас. Как же продавцы могут так легко отпускать потенциальных покупателей? Впрочем, работники этого магазина, возможно, и не заинтересованы напрямую в увеличении числа покупок, а лишь в том, чтобы их пореже беспокоили. Да и велика ли прибыль от проданного в кредит холодильника белорусской сборки?..
Но вот другой пример. Некий преуспевающий бизнесмен захотел купить новую машину. И (поскольку преуспевающий) не отечественную, а американскую, причем не в кредит, а внеся сразу всю сумму. В одном из двух питерских сервис-центров нужной фирмы его тоже встретили с радостью. Правда, предпринимателя несколько удивил внешний вид служащих - старые джинсы, мятые рубашки... Но кто знает - может быть, в Америке теперь принято встречать клиентов вот так запросто. Еще неожиданнее было другое - продавцы-консультанты почему-то не могли внятно ответить на многие вопросы, непосредственно касающиеся оформления предстоящей покупки, поэтому будущему покупателю пришлось еще пару раз приехать, чтобы выяснить все окончательно. Деньги ему внести сразу тоже не удалось, так как по субботам работал сам сервис-центр, но не его касса. Наконец клиенту назвали день, когда он сможет забрать свой автомобиль. В назначенное время бизнесмен явился, собираясь обратно вернуться уже на новой машине, но не тут-то было. Машина стояла на месте, но не была еще ни зарегистрирована, ни застрахована - рассеянные продавцы об этом попросту забыли (хотя, разумеется, все было оплачено). Антикоррозийную жидкость, впрочем, уже залили - по блестящему боку автомобиля протянулись живописные подтеки. Покупатель вознегодовал, перед ним извинились и назначили другой день, обещая сделать все в лучшем виде. И действительно, сделали: подтеки вытерли, машину застраховали. Правда, не в том агентстве, которое называлось первоначально, а совсем в другом, совершенно неизвестном клиенту. Тот, уже выходя из себя, настоял на своем, и часа два ушло на поиск и ожидание страхового агента. Когда агент прибыл, выяснилось, что какие-то формальности все-таки еще не улажены, и покупатель опять должен будет уйти ни с чем. Смущенные продавцы снова назначили день и клятвенно заверили, что ровно в полдень предприниматель уедет домой на новом автомобиле. Страховой агент, который, очевидно, уже не первый раз сотрудничал с этим центром, на прощание шепнул: "Раньше четырех и не думайте приходить". И оказался прав.
Как такое оказалось возможным - загадка: ведь речь идет о десятках тысяч долларов, дорогие иномарки люди покупают далеко не каждый день, и продавцы не могут не быть заинтересованы в продаже. Но нежелание работать перевешивает даже перспективу конкретного дохода.
И самый последний пример. Недавно я случайно заглянула в музыкальный магазин; спросила про запись, которую ищу давно и безрезультатно. На прилавке нужного диска не оказалось, продавщица обещала узнать, есть ли он на складе; когда выяснилось, что и там в настоящее время интересующей меня записи нет, девушка предложила продиктовать ей мой номер телефона, чтобы она могла сообщить мне, когда этот диск появится. Цена ему - сотня, много две, так что и для магазина, и для самой продавщицы прибыль с него небольшая. Но что-то же заставляет ее со вниманием относиться к каждому клиенту, какую бы незначительную покупку тот ни совершал...