СВЯТОЙ СЕРАФИМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПЕТЕРБУРГ

В Петербург привезена икона, четки и часть мантии преподобного Серафима Саровского. Святыни выставлены для поклонения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Это событие стало в ряду с другими, которыми ознаменовался год столетия канонизации особо почитаемого Русской Православной Церковью святого.

С 18 по 25 октября икона будет находиться на выставке "Православная Русь" в Михайловском манеже. И в соборе, и на выставке можно приложиться к иконе и подать поминальные записки в скит преподобного Сергия Радонежского, где постоянно пребывает образ. История прибывших в город реликвий преподобного Серафима весьма необычна. Как рассказывает наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий, в 1993 году в его обитель пришла молодая пара с предметами церковной утвари, оставшимися от родственника-священнослужителя, чтобы, по своей бедности, их продать. Часть вещей монастырь продал для молодых людей, а часть купил для себя, и, придя в следующий раз, они в благодарность бесплатно передали монастырю икону Саровского чудотворца. Уже до этого монастырь был связан с его именем. В 1988 году там был освящен первый в России после гонений на Церковь храм в честь Серафима Саровского. Здесь же хранились четки святого, часть мантии и молельного камня, две иконы с мощевиками (некоторые их этих святынь привезены теперь в наш город вместе с иконой). Между прочим, нынешний год является юбилейным и для монастыря, празднующего 700-летие преставления и 350-летие канонизации святого благоверного князя Даниила Московского, сына Александра Невского, а также 20-летие восстановления монастыря. Однако сначала монахи не догадывались о том, что обладают великой святыней. Так рассказывет иеромонах Михей, несущий послушание в относящемся к Свято-Данилову монастырю скиту преподобного Сергия Радонежского в Рязанской области. Именно он, а также иеромонах Зосима, нынешний ризничий монастыря, приняли образ из рук той самой молодой пары. Икона стояла в простой рамке под стеклом. Однако многие видевшие ее высказывали предположение, что портрет очень старый. Потому он был направлен на атрибуцию, в которой принимали участие специалисты Государственного музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Грабаря, Государственного исторического музея. Исследования показали, что портрет преподобного, скорее всего, относится к последним годам его земной жизни. Нимб же был добавлен уже после прославления святого в 1903 году. Невозможно с уверенностью сказать, работа это светского портретиста или иконописца. Икона написана маслом на холсте. Лицо старца сурово, но одновременно благостно, именно таким описывали его те, кто общался с ним при жизни. Взгляд поражает: он буквально насквозь пронизывает зрителя. Глядя на это лицо, начинаешь осознавать то величие духовности, которое открылось некогда "служке Серафимову" Николаю Мотовилову, написавшему воспоминания о старце и сопровождавших его жизнь чудесах. Наверняка портрет был писан с живого Серафима Саровского. Но когда? В последние годы жизни многие умоляли его дать написать с себя изображение, однако старец упорно отказывался позировать, считая это проявлением греха тщеславия. Однако приблизительно в 1815 году он все-таки дал согласие художнику Дмитрию Евстафьеву. Описания этого портрета есть, но о судьбе его известно мало. Возможно, именно он был подарен царской семье, причем этому предшествовали необычные события. В 1860 году смертельно заболела дочь императора Александра II великая княжна Мария Александровна. Тогда монахинями Понетаевской обители была доставлена во дворец полумантия, которую старец Серафим носил все время. Укрытая ею, цесаревна чудесным образом выздоровела. Портрет хранился в Феодоровском государевом соборе с пещерным храмом Серафима Саровского; часто молился перед этой иконой царь-мученик Николай. В революцию портрет был тайно вынесен из храма, при этом его вырезали из рамы. После этого о его судьбе не было известно ничего. При исследовании портрета-иконы Свято-Даниловского монастыря обнаружилось, что и этот холст могли вырезать из рамы: подрамник тоже оказался более поздним. Так что, возможно, в данном случае идет речь именно о портрете работы Евстафьева или очень хорошей его копии. Пребывание столь значительной реликвии Серафима Саровского в Петербурге вполне закономерно: ведь именно в нашем городе были обретены его мощи, попавшие на берега Невы в годы государственного богоборчества. Но сегодня в Петербурге находятся не только святыни, связанные с преподобным Серафимом. В Воскресенском Новодевичьем женском монастыре, по адресу: Московский пр., 100, можно ежедневно с 8 до 20 часов поклониться мощам святой мученицы Иулитты.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.