УЧИТЕЛЬ ВЫВОДИТ РОМАНТИКОВ НА ПРОГУЛКУ
ИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ КИНОРЕЖИССЕР ПРЕДСТАВИЛ ПУБЛИКЕ СВОЮ НОВУЮ КАРТИНУ
Практически все нашумевшие отечественные фильмы последнего времени так или иначе строятся на непрерывном движении. В "Бумере" бригадообразные молодые люди колесят по российским просторам, в "Возвращении" отец с сыновьями отправляются к отдаленному острову на рыбалку, в "Коктебеле" герои едут к морю искать счастья.
Новая лента Алексея Учителя "Прогулка" также зиждется на незатейливом динамизме. Сюжет картины прост до примитива: трое молодых людей беспечно гуляют по летнему Петербургу, шутят, веселятся, безумствуют, ссорятся, влюбляются и... расстаются. Точка отсчета - Аничков мост, от которого начинает свою прогулку симпатичная, "в меру упитанная" девушка Оля (Ирина Пегова), выпархивающая из шикарного авто с тонированными стеклами. Очевидно, уверенной в себе, хорошо ухоженной барышне захотелось сойти на нашу грешную землю и потолкаться среди своих безымянных сограждан. Припоминая, что данная картина вроде бы официально посвящена "новому поколению России, выросшему на свободе", то есть cамым обычным, среднестатистическим парням и девушкам, начинаешь сомневаться: неужели у нас и впрямь такая обеспеченная, пребывающая в крезовой благодати молодежь?
Впрочем, остальные главные герои фильма куда более демократичны. Это знакомящийся с Олей инфантильный и ветреный романтик Леша (Павел Баршак) и его лучший друг - cуровый, одолеваемый женоненавистническими настроениями скептик Петя (Евгений Цыганов). Типичный психологический дуэт, выстроенный по принципу "лед и пламень", не дает зрителям соскучиться: друзья довольно рьяно, со всеми подобающими мужскими атрибутами в виде драк и серьезных разговоров типа "пойдем - выйдем", соревнуются за девушку. А ей все кажется веселым и чудесным. Еще бы - убежавшая из замка принцесса, барышня-крестьянка, которой наскучили дорогие бутики, салоны красоты и элитные ночные клубы, Оля поспорила со своим новорусским мужем, что ей под силу нагуляться до упаду по нашему великому городу и ни разу не присесть отдохнуть.
Милая девушка разыгрывает из себя эдакую слегка эмансипированную, но все же исполненную женственности невинность, взахлеб рассказывая о своих любимых лошадях, делясь психоделическими фантазиями ("я иногда представляю, что я сахар") и вообще являя собой завидное непоколебимое жизнелюбие. Попутчик Леша столь же говорлив и импульсивен. Молодой человек бросается в поток машин на Невском, скачет по Дворцовой с воплями "Я люблю Ольгу Малахову!" (зная ее при этом от силы час), уговаривает свою новую знакомую отправиться тем же вечером с ним в Москву. Легкомыслие, достойное Хлестакова. Вообще же в фильме Алексея Учителя все и вся заряжены каким-то нереально ярким светом и оптимизмом. Над городом светит прямо-таки итальянское солнце, петербуржцы по-американски улыбчивы, вовсе и нестрашные, безобидные фанаты "Зенита" братаются с главными героями, облитые пивом из неаккуратно открытой банки работяги не матерятся и даже невзрачный милиционер в подземном переходе, и в жизни, и в фильме напоминающем преисподнюю из "Необратимости" (ту, где насилуют героиню Беллучи), на вопрос о любви от опьяненного жизнью Леши отвечает с виноватой улыбкой. Даже обшарпанные дома на Васильевском острове или табор цыган, ограбивших молодых людей, не портит радужной картины. Такое видение жизни весьма естественно для кажущейся беспечности сценариста картины Дуни Смирновой, начинающей свою "Школу злословия" с вопросов вроде "Любите ли вы конфеты?". По всем параметрам из "Прогулки" получается не накачанное жестким драйвом достоверности кино о судьбах кем-то "потерянного", кем-то найденного поколения, а официозный открыточно-экскурсионный ролик о прекрасном городе над вольной Невой, вполне подходящий под чиновничью концепцию трехсотлетия. Жаль только, что на момент съемок на Дворцовой вовсю шли раскопки, а Невский сконфуженно прятался под строительными лесами, сетками и рисованными щитами фасадов-декораций.
А вот что действительно удалось создателям фильма, так это поймать за хвост атмосферу городской суеты, перенести на свою дорогую кинопленку живой ритм мегаполиса. Машины, прохожие, дома, всевозможные достопримечательности мелькают перед зрителями двадцатью пятью кадрами в секунду, заставляя до усталости в ногах прочувствовать, будто это вы сами идете по знакомым до слез улицам.
В конце фильма появляется "съевший собаку" на всевозможного рода психологических коллизиях Евгений Гришковец. В роли грубоватого, но не брутального нового русского (сейчас принято говорить - "коммерсанта" или "предпринимателя") этот интеллигентнейший филолог, артист и литератор выглядит неожиданно органично. Герой Гришковца и раскроет молодым людям глаза на обидную правду, придав выхолощенной бледности фильма хоть немного румянца жизненной грязи и метафизической несправедливости.
Оскорбленные молодые люди убегут прочь, а камера остановится на ругающихся водителях столкнувшихся машин: город, перенесший десятки наводнений и свое трехсотлетие, вроде бы продолжает дышать.