ХОЧЕШЬ НЕ ХОЧЕШЬ, А ГОРОДУ ПЛАТИ
Таков лейтмотив вчерашнего совещания Валентины Матвиенко с нефтетрейдерами, которое может войти в историю как переломный момент в развитии петербургского топливного рынка.
На фоне предыдущего питерского главы новый управленческий стиль кажется чем-то нездешним - на берегах Невы не видели давно такую энергетику и решимость защищать интересы города до конца. От нее успели отвыкнуть, но нынче приходится привыкать: два дня назад на совещании по реконструкции тепловых сетей Петроградского района от Матвиенко крепко досталось ответственным за ЖКХ. Вчера же у губернатора состоялся жесткий разговор с операторами топливного рынка, посвященный важнейшему вопросу об уплате акцизов.
Напомним, что после принятия в прошлом году федеральных законов 110 и 191 новый порядок взимания акцизных выплат предоставил нефтетрейдерам возможность выбора формы уплаты, при этом по ряду причин (в основном экономического характера) большинство розничных операторов выбрало вариант, при котором акцизные сборы поступают в федеральный бюджет в обход городского. В результате Петербург потерял ни много ни мало, а свыше 2 млрд рублей - из планируемых на этот год поступлений в 2 млрд 741 млн руб. На сегодняшний день, отмечалось на вчерашнем совещании, выплачено всего около 476 млн.
Собирать акциз на территории города позволяют специальные свидетельства на проведение операций с нефтепродуктами; оплата "в обход" складывается за счет закупок топлива на оптовом рынке с уже включенной в стоимость величиной акциза (уплаченного по месту переработки). До сего момента компании получали свидетельства на добровольной основе - подавляющее большинство операторов делать это не спешило, а многие отказывались от ранее полученных свидетельств. В результате сложилась ситуация, при которой акцизы в Петербурге платят всего две компании - свыше 90 процентов поступлений обеспечивают "ПТК" ("ПТК-Терминал") и "ЛУКОЙЛ-Северо-Западный нефтепродукт". Как отметила в начале заседания Валентина Матвиенко, город заинтересован в развитии топливного бизнеса, но цена этого развития должна быть совершенно определенной. Матвиенко заявила, "что предпримет все необходимые меры для того, чтобы каждая крупная и солидная компания" платила акцизы на территории города. Без исключений.
Для начала Валентина Ивановна оценила работу городского комитета по экономике, в ведении которого находится вопрос, как неудовлетворительную. По ее словам, конкретных результатов работы комитетчиков не видно. Акцизов как не было, так и нет, в то время как ответственные лица занимаются отвлеченной во многом аналитикой. Между тем у всякой деятельности должен быть итог, а в случае с проблемой итог явно неутешителен.
Ситуацию необходимо исправлять немедленно - и вот конкретные предложения градоначальника. "Сделать все возможное, чтобы с первого декабря акцизы собирались в должном порядке, - заявила Матвиенко. - Крайний срок - 1 января следующего года". Валентина Ивановна, по ее словам, "будет использовать все возможные, в том числе административные, рычаги давления на тех, кто не согласится с такой перспективой". "Вы можете подать на меня как на губернатора в суд, - подчеркнула Матвиенко. - Но для меня превыше всего интересы города и горожан, которых я представляю". В числе возможных мер воздействия - пересмотр результатов распределения "пятен" под новые АЗС ("только тем, кто платит акцизы городу"), а в дальнейшем - пункт об обязательном получении свидетельств как необходимое условие участие в тендерах на участки. Кстати, участки теперь только по тендерам, по единым для всех правилам.
Вторая часть совещания, если говорить откровенно, привела руководителей многих компаний в состояние трепета - такого "глубокого проникновения" в тему от Матвиенко никто не ожидал. Губернатор не стесняясь задавала прямые и предельно конкретные вопросы, на которые зачастую у выступавших не находилось ответа. Примечательно, что "досталось" абсолютно всем - и ПТК, сумму акцизных поступлений от которой Матвиенко считает недостаточной, и местному отделению "ЛУКОЙЛа", которое платит акцизы, но в то же время подало заявление о ликвидации свидетельства с 1 ноября. "Киришиавтосервису" ("Киришинефтеоргсинтез"), а также "Фаэтону", "Славнефти", "Несте" и всем остальным придется ускорить переход на предложенную схему. При этом Матвиенко постоянно подчеркивала, что это не прихоть и не вмешательство государства в дела рынка, но жесткая линия на защиту интересов Петербурга на основании равноправного партнерства. В этом смысле позиция губернатора нашла понимание у руководства того же Нефтяного клуба - на совещании отмечалось, что если бы ранее "на разрешение вопроса была серьезная политическая воля, то акцизы платились бы давно".
Отчетливая единая позиции у топливников по понятным причинам отсутствовала, но общее в репликах прослеживается - нефтетрейдерам не помешало бы консолидированное свидетельство на уплату акцизов. Также, отмечали выступавшие, необходимы поправки к закону на федеральном уровне; о необходимости таковых говорил и представитель регионального управления по налогам и сборам (форма уплаты акцизов в настоящий момент зависит и от формы собственности, в которой находится оборудование на АЗС, - это открывает для предпринимателей дополнительный простор для "маневров").
Матвиенко согласилась с этим, добавив, что параллельно с федеральным требуется "дожимать" вопрос и на региональном уровне. Со своей стороны она готова сделать все необходимое, чтобы способствовать наиболее безболезненному переходу на новую схему. Так, например, недавно Матвиенко встречалась с Богдановым ("Сургутнефтегаз") и Алекперовым ("ЛУКОЙЛ") - по словам губернатора, руководители нефтяных гигантов "пошли навстречу Петербургу" и готовы поставлять требуемое количество безакцизного топлива.
Также на совещании поднимались вопросы о строительстве новых нефтехранилищ и недопустимости практики хранения нефтепродуктов на военных базах, продажи некачественного бензина, борьбы с другими злоупотреблениями в этой сфере. Часть разговора была посвящена проблеме качества отпускаемого топлива и разработки системы контроля - с сообщениями выступили ректор Горного института Владимир Литвиненко, в свое время возглавлявший комиссию Государственного Совета по проблемам нефтепользования и глава "Тест - Санкт-Петербург" Владимир Окрепилов (подробнее об этом - в следующем номере "НВ").
Итогом совещания стало поручение губернатора, в соответствии с которым ответственные службы должны будут подробно информировать ее о положении с акцизами в начале каждого месяца. Кроме того, аналитические справки должны быть составлены по ряду конкретных компаний - проблема, отметила в завершение Матвиенко, находится "на ее личном контроле", а это значит, "что к теме в случае необходимости" она "будет возвращаться, и не раз".