ОБ ЭСТРАДЕ - С ЛЮБОВЬЮ И ТРЕВОГОЙ
"Эстрада, - читаем мы в словаре иностранных слов, - помост, сценическая площадка для выступления артистов, а также - эстрадное искусство, объединяющее малые формы драматического и вокального жанра, музыки, хореографии, цирка". Книга Станислава Клитина "Эстрадные заведения: пятнадцать очерков для профессионалов и любителей эстрадного искусства" как раз об этом - и о "помостах", и об искусстве, которое родилось на них, и о лицедеях, которые посвятили ему жизнь. Замечу сразу: название книги гораздо уже, чем ее содержание, так как в исследовании речь идет не только о заведениях эстрадного типа, но и о задачах жанра в целом, о его зарождении, истории, проблемах сегодняшнего бытования в сложной иерархии современного искусства.<br>
Пятнадцать очерков посвящены самым разнообразным вопросам и охватывают разные временные эпохи - от дерзкого сверкающего веселья во французском "Мулен Руж" до жизнерадостного оптимизма петербургского театра "Буфф", от блестящих и умопомрачительных звезд парижского "Фоли Бержер" до Аркадия Райкина, этого мудрого насмешника над нравами века. Автор не только описывает многие спектакли ушедшего времени, но и рассказывает, как они были сделаны и с драматической, и технической точек зрения. "География" книги обширна: автор приглашает читателя в увлекательное путешествие по эстрадным площадкам Петербурга, Лондона, Праги, Будапешта, Парижа, Берлина, отмечая всякий раз и национальное своеобразие жанра, и среду его обитания, будь то варьете, кабаре, клуб или ресторан. Острый глаз профессионала видит удачи и просчеты, творческие озарения и огрехи вкуса. Музы эстрадного искусства, как показывает книга, демократичны, они никогда не ссорятся, им бы крышу над головой да благодарного зрителя, а уж они не постоят за остроумным словцом и выдумкой, темпераментным танцем и зажигательными куплетами. Ярко очерчены истоки эстрады - она родилась из атмосферы увеселительных собраний и ночных кафе, из ритмов вальса, танго и канкана, из уличных шансонов и ярмарочных зрелищ. Как показывает автор, подлинной эстраде всегда претила пошлость и дешевое комикование, в книге приведено немало примеров эстрадных миниатюр, песенок, монологов, отличающихся вкусом, остроумием, тонкой и изящной драматургией, - немой упрек многим нынешним артистам эстрады, юмор которых ниже пояса, а тексты заставляют краснеть даже людей неробкого десятка.
Книга Станислава Клитина вышла, как говорится, ко времени. Она - напоминание нынешним артистам эстрады о том, какой была и какой должна быть эстрада, одно из замечательных искусств, всегда радующее в своих лучших образцах оптимизмом, юмором и неизбывной изобретательностью.