САМОЕ ДОБРОЕ МЕСТО В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Чтобы создать частную галерею, нужно быть больным человеком, а еще иметь огромное желание и большие деньги. В этом уверена художница, владелица фирмы "КуклаМ" и создатель Школы кукольного дизайна Любовь Малиновская. С ней во многом согласна Мария Бабаева, хозяйка "Дома куклы Татьяны Калининой" - единственной в Петрозаводске частной художественной галереи. <br>
Мы сидим с Любовью и Марией в помещении бывшей детской художественной школы, где расположились "Дом куклы", Школа кукольного дизайна и кукольная мастерская Малиновской, и говорим о галерейном бизнесе.
Мария: - Хожу в налоговую инспекцию как на войну. Там никто по-человечески ничего не объясняет. А сколько отчетности! Мне, частной предпринимательнице, ведущей выставочную деятельность, приходится сдавать ежемесячные декларации, а также вести книгу учета доходов и расходов, книгу покупок, книгу продаж, книгу учета счетов-фактур и так далее. Единственный положительный момент - администрация Петрозаводска освободила от аренды помещения до 2005 года, спасибо ей за это.
Галерея была делом моей мамы, я это дело продолжаю, хотя не имею с него дохода. Для налоговиков такая ситуация непонятна и ненормальна: как можно работать и ничего не получать? "Дом куклы" - самое теплое, самое доброе место в Петрозаводске. Так пишут многие в книге отзывов. По-моему, коммерческая заинтересованность - не главное.
Любовь: - Была на семинаре в Петербурге, на который съехались галерейщики со всей страны. Мы обсуждали профессиональные проблемы, которые кроме нас самих никто решить не может. Посетили 25 галерей и только в пяти из них встретили доброжелательных людей, которые болеют за свое дело. Кстати, из одной галереи, которая считается одной из ведущих в Питере, нас просто по-хамски выставили. Парадная дверь была закрыта, и мы зашли с черного хода. Как раз в тот момент, когда иностранцы расплачивались за покупки валютой. Руководитель галереи набросился на нас чуть ли не с матом, хотя была предварительная договоренность о встрече. Многие галереи направлены не на поиск интересных художников, а на продажу иностранцам матрешек и другой конъюнктуры.
Мария: - Столкнулась с тем, что в городах, где большие туристические потоки, художника вынуждают работать с одной галереей. Мне, например, с трудом удалось привезти на месяц в Петрозаводск кукольницу Олонцеву, потому что она связана с галереей из Новгорода. И то с условием, что мы не будем продавать работы: новгородская галерея отвезет их на продажу в США.
Любовь: - Кстати, о художниках. Они часто жалуются, что нет залов, но когда речь заходит о персональных выставках, оказывается, что больше 20-30 работ почти ни у кого нет, а этого хватает только на один зал в галерее. И кукольников в Петрозаводске, к сожалению, всего трое.
Мария: - По опыту знаю, живопись - это замечательно, грандиозно и... убыточно. Особенно если показывать произведения иногородних художников. Затраты огромны: транспортировка, реклама, афиши, гостиница. Про экспозиции из-за границы и не говорю: таможенное законодательство становится все суровее.
Но людей привлекает декоративно-прикладное искусство, оно легче для восприятия. Наша постоянная экспозиция "Кижские домовые" Татьяны Калининой пользуется удивительным успехом. Мы живем от сезона до сезона - за счет туристов, студентов и школьников. Пришли к выводу, что достаточно одного зала для временных выставок, а постоянную экспозицию будем расширять. В планах, например, создание механического театра кукол.
Любовь: - Убеждена: невозможно существовать только за счет продажи картин. Кроме тех, которые содержат очень богатые люди. В Новосибирске, например, есть виртуальная галерея, которая продает работы сибирских художников за границу. В Питере - закрытая галерея для элиты, где картины стоят не меньше полутора тысяч долларов.
Большинство же существует за счет дополнительного источника дохода: открывают сувенирные магазинчики, багетные мастерские, арт-кафе. К сожалению, мы не можем создать кафе при "Доме куклы" - для этого нет технической возможности.
У меня большой опыт работы с детьми, поэтому, когда появилась возможность, открыла школу - желающих ходить в нее предостаточно. Приятно, что занимаются ребята, у которых я вела занятия еще в детском саду. Прибыли, правда, школа кукольного дизайна не приносит: денег хватает только на материалы и аренду помещения. Помимо этого я сотрудничаю с Театром кукол. Недавно состоялась премьера "Трех поросят".
Когда ведешь самостоятельную выставочную деятельность, забот невпроворот. Приходится вникать в хозяйственные нюансы, набивать шишки. Работаю без выходных, в отпуске не была три года. Но я в удовольствие работаю - ведь занимаюсь любимым делом.
Мария: - У нас с Любой удачный тандем. Вместе едем 20 октября на Международный фестиваль театров кукол в Финляндию, везем выставку: я - работы Татьяны Калининой, Люба - свою коллекцию сувенирной и пластиковой куклы.
Любовь: - А потом мне предстоит поездка во Францию с выставкой коллекционной куклы и в Петербург - на большую ежегодную выставку сувениров и подарков. Там представляю авторскую серию "Новые русские куклы", которая пользуется большим спросом и в Питере, и в Москве.
Мария: - Любины сувенирные и коллекционные куклы разъехались по всему миру: Франция, Япония, Испания, Арабские Эмираты...
Любовь: - А "Дом куклы" за четыре года заслужил большую любовь не только горожан, но и гостей. Люди пишут такие отзывы! Вот, например: "Неожиданно! Созидательно! Почему-то слезы наворачиваются. Вечного вам продолжения. Спасибо".