ВИКТОР СУХОРУКОВ: ВСЕ МЫ - ДЕТИ КАРАБАСА-БАРАБАСА

Когда он был петербургским актером, то совершенно спокойно мы были на "ты" и вполне естественно называли друг друга по имени. Нынче, после того как я увидел его в роли Павла Первого, то как-то само собою обратился к Сухорукову "Виктор Иванович". А затем и вовсе как-то случайно с языка слетело: "Павел Петрович". Виктор не удивился, а лишь согласно кивнул, откликнувшись на императорские "вербальные почести".<br>

Cегодня он нарасхват в фильмах самых известных режиссеров. Уже был "Антикиллер" Егора Кончаловского. Еще раньше нашумели две серии "Брата" Алексея Балабанова. Играл он и в Академическом театре комедии имени Акимова. Именно в этом театре началась артистическая карьера Виктора Сухорукова в конце 70-х годов. В коллектив его пригласил тогдашний худрук театра Петр Наумович Фоменко. Начинающему артисту была поручена роль старика в спектакле "Добро. Ладно. Хорошо". Потом ушел из театра Фоменко, а вслед за ним и Сухоруков. Второе дыхание открылось в начале 90-х годов благодаря роли... Владимира Ильича Ленина. Сначала Виктор Сухоруков сыграл его в фильме "Комедия строгого режима", а затем - в пародийном спектакле "Кремлевские куранты" на сцене петербургского Театра на Литейном. Нынче Виктор Иванович вернулся в Петербург "на коне". Только что состоялась триумфальная премьера исторической драмы Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел", в которой он ярко и неожиданно сыграл одного из самых трагических российских императоров. Затем при полных аншлагах состоялись очередные гастроли спектакля Олега Меньшикова "Игроки". Но все мысли Виктора Ивановича были о нем - бедном, бедном Павле... - Виктор, трудно выходить из образа Павла? - Нет, потому что эту роль играл в удовольствие. Таких ролей у меня в биографии раньше не было. Павлом я завершил всем доказывать на шестом десятке жизни, что я неплохой актер. - Похоже, что вам полюбился Павел Петрович... - Как же было не полюбить этого несчастного человека, который искренне хотел блага России? Только мало кто в этом ему стремился помочь. Редкие люди его понимали. Даже родной сын. - Павел на сегодня - любимая роль? - Наверное, да. Из того, что сыграл ранее, более всего ценю своего персонажа из картины Алексея Балабанова "Про уродов и людей". И зовут его так же, как и меня, - Виктор Иванович. Эта роль просто вымотала, она изнуряла, не давала покоя, лишала сна. Но я выдержал, чему рад, так как картина получилась очень и очень оригинальная... - Правда, ваш персонаж в ней очень и очень отрицательный... - Так и в жизни получается, что плохое и хорошее соседствуют. У меня в характере как раз такое сочетание. - Вы и Ленина играли с каким-то обожанием... - Персонаж, роль - это как рубашка, которую надо на себя натягивать. Я же не буду надевать рваную, грязную рубашку! Как я могу взять персонаж и не любить его? Это значит не любить себя. У меня подход к профессии именно такой. Тот, за кого я берусь, должен стать на сцене или на экране живым, обаятельным, интересным человеком. Все негативное, отрицательное проистекает из оценки людей, которые меня, то есть моего персонажа, видят на сцене или на экране. В том же "Брате-2" я сыграл этакого пофигиста, живущего ради собственного удовольствия. А он нравится и милиционерам, и уголовникам, и охранникам, и заключенным. Играю же я персонажа сугубо отрицательного. Значит, главное - это его обаяние. Когда я приехал в свой родной город Орехово-Зуево, то меня встречали чуть ли не как космонавта благодаря моим столь нехорошим персонажам. - Вас не удивил успех обеих серий "Брата"? - Конечно, когда мы снимали этот фильм, то и думать не думали, что он станет абсолютным кассовым хитом. Но я постоянно ощущал совпадение собственных чувств по поводу происходящего в сюжете с теми, что должен был бы чувствовать мой герой. В фильмах Балабанова многое читается между строк. Он позволяет себе показывать то, что у нас существует, но о чем стыдливо умалчивается. Что, у нас нет в обиходе слова "фашист"? Балабанов не боится об этом рассказывать. Его талант заключается в том, что он максимально объективно относится как к происходящему в кадре, так и к тому, кто как участвует в съемках. Алексей стремится быть объективным, но не всегда ему удается спрятать свои мысли по поводу и без повода. Я смотрел вторую серию "Брата" в Москве в кинотеатре - и вдруг по реакции сидящих рядом со мною людей понял, что я не одинок, что у меня есть свой дом, своя родина. Хотя я прекрасно знаю, что фильм вызывает и множество проклятий. Равнодушных к "Брату" не остается. Это и есть успех. - Вы ушли уже во второй раз в своей жизни из труппы Театра комедии. Отправились в Москву искать лучшей актерской доли. Прижились ли вы в столице? - Трудно сказать. Для меня Петербург был и остается как дом родной. Здесь я состоялся как актер. Здесь начиналась моя карьера на сцене. Было это ровно четверть века назад. Здесь я начинал сниматься в кино. Это были "Бакенбарды" Юрия Мамина. Очень смешное кино. - Как складывается ваша артистическая карьера в Москве? - В спектакле у Олега Меньшикова "Игроки" я играю сразу две роли. В Москве меня зовут в основном на роли бандитов и убийц. Подвергал меня соблазну и Меньшиков. Предлагал роль в экранизации "Статского советника" Бориса Акунина. Из последнего сыгранного горжусь ролью Шута в "Короле Лире" в постановке Валерия Мирзоева. Михаил Александрович Ульянов меня на эту роль благословил. - Ходят легенды о том, что вы получали приглашение из Голливуда сняться в очередном фильме из серии о Джеймсе Бонде. - Роль мне могла достаться очень любопытная - русского изобретателя, помогающего своими техническими изобретениями и выдумкой врагам Джеймса Бонда. Однако пришлось от нее отказаться, потому что я не знал английского языка. Отказался еще и потому, что иначе не мог бы сыграть Павла. - Кого из режиссеров вы считаете своим наставником? - Конечно же, Петра Наумовича Фоменко, который поверил в меня, юного оболтуса, выпускника Театрального училища. Был у меня и еще один любопытный опыт, когда я репетировал в спектаклях Геннадия Тростянецкого в Театре на Литейном. Какие это были роли! Аблеухова в "Петербурге" Андрея Белого и Глостер в "Короле Лире". Репетировали мы день и ночь, но ни одного спектакля на публике так я и не сыграл. - Вы легко подчиняетесь режиссерам? - И в театре, и в кино - да. В работе я всегда стараюсь идти за постановщиком, стать его союзником. Ведь какой бы актер ни был вольнодумец, какой бы он ни был органичный и талантливый, все равно мы - дети Карабаса-Барабаса. И если режиссер и не умней меня, то все равно он должен делать вид, что умней. Часто понимаешь: а режиссер-то слабый, без фантазии, и от этого становится грустно. И тем не менее если вдруг ты согласен, если тебе интересна идея, материал, а тем более становится дорогой роль, то ты должен идти до конца за режиссером. Я для себя выработал некую формулу взаимоотношений с режиссерами, которой стараюсь придерживаться. Звучит она так - "Вера, доверие, непредательство". Ведь режиссер - это штучный товар. Он как садовник в поле цветов. Одному садовнику одни цветы нравятся, другому - другие. Я не вправе бунтовать. Такая судьба у нас. В моей жизни было много бунтов, когда актеры воевали против режиссера. Это неправильно, это нечестно. Потому что режиссер одинок, а нас много. Чтобы нам не превращаться из труппы в трупы, каждый из нас должен себя не только любить, не только беречь, но и понимать и разбираться в себе. - Вы сейчас вольная птица? - Да, не числюсь ни в какой труппе, но судьбу благодарю за то, что востребован. Хотя после "Брата" и после "Про уродов и людей" мне присылали исключительно сценарии с ролями мерзавцев и бандитов. Хорошо еще, что в Театре комедии имени Акимова у меня были совсем другие роли в тех спектаклях, которые ставила Татьяна Казакова. - Вы устали от криминальных фильмов? - Нет, хотя я снимался и в "Бандитском Петербурге", и в "Антикиллере" у Егора Кончаловского. Но снимался исключительно из-за хорошо написанных ролей, которые мне достались. Время мелодрам еще придет, когда людям захочется смотреть не на трупы и кровь, а на переживания и страсти. А еще очень сильно хочется сыграть что-нибудь комедийное. Снявшись у Сергея Овчарова в "Cказе про Федота-Стрельца", я очень сильно ощутил привкус комедии, иронии. - То есть вы считаете, что вам подходит амплуа комедийного актера? - Я бы сказал, что актер острохарактерный. Всю свою сознательную жизнь, что бы я ни рассказывал, людям вокруг меня было смешно. Я даже пытался в цирковое училище поступать, чтобы стать клоуном. Еще и подыгрывал под комика. Я очень хотел стать Чарли Чаплином, мне жутко хотелось сниматься в комедиях Леонида Гайдая. А потом я расширил свой диапазон и начал называть себя острохарактерным актером. Окружающие в это почему-то поверили. Заметьте, не трагиком. Перелом произошел после фильма Юрия Мамина "Бакенбарды", где мне досталась на первый взгляд комическая, но по сути характера персонажа очень страшная роль. Тогда-то я и почувствовал в себе то драматическое начало, которое очень хочется приложить к хорошей драматургии. - У вас есть конкретная мечта? - А у какого актера ее нет? Есть, моя мечта зовется Макбет. И хотя я понимаю, что в регулярном театре ее вряд ли когда-нибудь осуществлю, я все же надеюсь, что это мне удастся в какой-нибудь антрепризе...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.