ВОТ ЭТО - СТУЛ. НА НЕМ СИДЯТ
В галерее "Бултхауп" открылась выставка датского дизайна<br>
Наш скандинавский сосед обычно в сознании большинства россиян ассоциируется с писателем Андерсеном, принцем Гамлетом, вкусным пивом и ароматной селедкой. Однако стоит только один раз побывать в Дании, чтобы осознать: в этой стране даже предметы домашнего обихода превращаются в предметы искусства. И происходит столь чудесная трансформация благодаря мастерам дизайна, который в Дании такая же национальная достопримечательность, как и вышеназванные символы. Нынче впервые в северной столице мы можем увидеть лучшие из работ датских дизайнеров в ХХ веке. И по количеству, и по качеству.
Официальное название развернутой экспозиции звучит вызывающе категорично: "Дания. Чистый дизайн". Она разместилась на двух этажах. На первом расположена антология классика мирового дизайна Арне Якобсена, чье столетие бурно отмечалось в прошлом году по всему миру. Выставка его работ прибыла на берега Невы после того, как ее увидели в Хельсинки, Глазго, Осло и Париже.
Якобсен считается одним из создателей модернизма. Он успешно сочетал в своей деятельности фундаментальные принципы промышленного производства с приемами прикладного искусства. Особенно признанным был его авторитет в мебельном дизайне. Созданные им модели стульев "Муравей", "Яйцо", "Лебедь", сегодня можно встретить во многих офисах и кабинетах. Принципы красоты и изящества решения места для сидения никак не противоречат понятию удобства и комфорта.
Кое-что из наследия Якобсена как раз и можно увидеть своими глазами на открывшейся выставке. Не только увидеть, но даже и посидеть. Хотя, как известно, Якобсен прославился еще и тем, что "cочинял" не только предметы обихода, но и целиком обстановку и интерьеры зданий, вплоть до проектов самих сооружений в целом. Автору этих строк удалось даже несколько дней пожить в сочиненном Арне Якобсеном здании одного из отелей Копенгагена. Свидетельствую: удобно, функционально, строго и красиво.
Уроки классика датского дизайна оказались востребованными во всем мире. Датчане в этой сфере оказались впереди планеты всей. Во многом благодаря тем принципиальным прорывам, которые осуществил Якобсен. В этом легко убедиться на втором этаже выставки, посвященном работам современных датских дизайнеров. Дюжина авторских мастерских наглядно представила плоды своего творчества. Сочетание изящности с практичностью порою кажется вопиюще привлекательным. Но вещь у датчан не существует сама по себе. Она есть предмет, где красота исполнения предмета соседствует с ее бытовой пользой. Облагораживается дизайном все, что попадается под руку или в поле зрения художника: ложки, брелки для ключей, магниты для мыла, дверные ручки, настольные и напольные лампы, навесные светильники, термосы, часы, ножи. Все это и представлено на выставке. Словом, если дома вы оглянетесь вокруг в собственной квартире, то любой находящийся в ней предмет может стать объектом творческих устремлений датского дизайнера. В то же время последний никогда не будет заниматься исключительно лишь самовыражением ради искусства. Один из ныне живущих классиков датского дизайна, чьи работы представлены в экспозиции, Ханс Вегнер (кстати, ученик Якобсена), заметил однажды: "Дизайн стула не будет закончен до тех пор, пока на него не сядут".
На стулья, выставленные в галерее, посетители вернисажа (а яблоку упасть было абсолютно негде) усаживались с охотой. У некоторых особо "классических" стульев даже выстраивались очереди из желающих посидеть со вкусом. К блестящим столовым приборам руки тянулись сами собою. Так хотелось их потрогать. Наверное, в этом есть и мастерство дизайнера, когда вещь остается соразмерной человеку, его восприятию красоты и пользы. В этом отношении датчане более человечны, чем иные дизайнеры моды, в чьих "творениях" ни один нормальный мужчина или женщина не смогут появиться на улице без охраны. Предметами обихода, изготовленными в датских дизайнерских бюро, можно начинать пользоваться на следующий день после их изготовления. Как написано в аннотации к выставке, открытой при существенной поддержке и помощи Генерального консульства Дании в Петербурге, "в этом и состоит предназначение такого предмета - озарять вдохновенным светом повседневную жизнь".
Благодаря урокам датского дизайна теперь и у нас есть шанс овладеть подобным отношением к жизни, быту и красоте.