"МАРИЯ КАЛЛАС" НАВСЕГДА
Вы когда-нибудь задумывались, какие средства выражения предпочитает ваш внутренний голос? Хореограф Миша Ван Хук говорит, что его внутренний голос поет. И для внешнего выражения этого пения он использует танец. <br>
Поет его внутренний голос наверняка на разных языках, потому что Миша Ван Хук, у которого мама русская, родился в Брюсселе, учился во Франции, а работает в Италии, и теперь в речи, сам того не замечая, переходит с итальянского на русский, с русского на французский и так далее. У этого по-русски голубоглазого и по-итальянски эмоционального хореографа удивительно интересная творческая судьба - он танцевал в труппе Ролана Пети, потом был солистом труппы Мориса Бежара "Балет ХХ века", в течение нескольких лет являлся "правой рукой" мэтра - руководил школой при его труппе, центром "Мудра". И на основе его выпускников в начале 80-х организовал собственный Ансамбль современного танца. И это далеко не все - параллельно Миша Ван Хук работал над хореографией для кино с Клодом Лелюшем, участвовал в оперных и драматических постановках, ставил балеты во многих театрах. Внутренний голос подсказывал ему много идей.
Идею недавней премьеры Миши Ван Хука, показанной в Петербурге, подсказал голос Марии Каллас. Спектакль и назван именем певицы, в ее исполнении звучат в нем арии из опер. Миша Ван Хук не рассказывает историю ее жизни и не дает роль Марии Каллас какой-то из танцовщиц. Он размышляет не о внешнем, а о том, что и сегодня с нами, - об эмоциях, боли и любви, которыми наполнен голос Каллас. Но вечное переплетается для хореографа с мыслями о судьбе его героини, и поэтому спектакль становится цепочкой эпизодов о смерти. И каждый раз смерть является в разных образах. То ее облик - обольстительная Кармен, отсчитывающая последние мгновения в колдовском ритме хабанеры противопоставлением кошачьей пластики и мощного порыва, то она скрывается за безликой маской, с которой, как с любимой партнершей, танцует герой, то является в образе роковой красотки из балета Ролана Пети "Юноша и смерть", безраздельно подчиняющей себе жертву. То она опутывает героя красными нитями, то лишает его зрения, то напоминает о себе образом реки Стикс, отделяющей ушедших от нас. Но смерти всегда противостоит воскрешение и вознесение на тончайших крыльях к миру, живущему гармонией. Миша Ван Хук размышляет об этом образами театральными и танцевальными, и каждый раз его не оставляет надежда, а как напоминание о ней у задника в течение всего действия не гаснут свечи.
Хореограф убежден, что если человек вдруг утратил внутреннюю гармонию, великая музыка великих музыкантов поможет ее обрести. Из знакомых образов арий героинь Марии Каллас он творит свои образы, подсказанные его внутренней музыкой, его внутренней гармонией.
Прислушайтесь к своему внутреннему голосу, и вы обязательно тоже услышите музыку...