МИЛЛИОНЕР МЕЛОДИЙ

Знаменитый итальянский композитор Эннио Морриконе отметил свое 75-летие.<br>

Даже если вы никогда не смотрели итальянских, французских или американских фильмов, то все равно вы знакомы с этим человеком. Лет пятнадцать назад из всех репродукторов, кои во множестве украшали ларьки, торгующие пиратской аудиопродукцией, раздавалась сочиненная им мелодия. Ее очень любили "братки" и сентиментальные барышни, учителя и научные работники. Она, эта музыка, стала символом целой эпохи в нашей жизни, где высокие идеи разбивались о прагматизм забот о хлебе насущном. Так вошел в нашу жизнь итальянский композитор Эннио Морриконе. Если бы он сочинил только свой знаменитый мотив к фильму Жоржа Лотнера "Профессионал", то он все равно стал бы всероссийски знаменит. Щемящий мотив сопровождал в картине гибель решительного и обаятельного героя Жана-Поля Бельмондо. Но - вот парадокс! - с ним никогда не ассоциировался. Морриконе - мастер найти нужную интонацию для нужного фильма. При этом вам обязательно будет казаться, что когда-то где-то вы эту мелодию уже слышали. Узнаваемость мелодического мира итальянца многие считают признаком дурного вкуса: мол, не способен он сочинить нечто оригинальное. Отсюда и упреки в ремесленности, поточности производства. Количество экранной продукции, в титрах которой значится имя композитора Морриконе, исчисляется несколькими сотнями. И в таком количестве критики композитора тоже видят определенные издержки. Однако никто никогда не упрекал Шостаковича и Чайковского в том, что стиль их музыки узнаваем с первых же тактов. А Морриконе умеет и может настраиваться не только на конкретного режиссера, но и на конкретную эпоху, конкретную географию фильма, как было это в "Миссии" (1986) или в "Неприкасаемых" (1987). Мелодии итальянского мастера киномузыки очень удобны для любого человека, связанного с миром звуков, в частности для тех, кто работает на радио. Мотивы Морриконе блистательно передают настроения, они изменчивы, как изменчивы наши эмоции, меняющиеся вместе с бегом секунд и минут. Автор этих строк не однажды "привлекал" в соавторы собственных программ господина Морриконе. И в этом он не был оригинален, ибо композитора приглашали к сотрудничеству Федерико Феллини и Роман Полянски, братья Тавиани и Барри Левинсон, Брайан де Пальма и Теренс Малик, Бернардо Бертоллучи и Пьер Паоло Пазолини. Свою первую мелодию для кино выпускник Римской академии музыки "Cанта Чечилия" Эннио Морриконе сочинил еще в 1963 году. Подлинный приход в киномузыку для него состоялся тогда, когда его пригласил для совместной работы Серджио Леоне. Честолюбивый итальянец мечтал создать свой, европейский вариант "вестерна" с молчаливыми и уверенными в себе ковбоями. Для атмосферы требовалась соответствующая музыка. И Морриконе создал в фильмах Леоне целый музыкальный мир. Чего стоит его тема "человек с гармоникой" из фильма "Однажды на Диком Западе" (1969)! Позже для эпопеи "Однажды в Америке" (1983) того же Леоне Морриконе сочинит одну из лучших своих мелодий, ностальгическую, уносящую любого ее слушателя (или зрителя фильма) в воспоминания о детстве, к которому нет возврата. После преждевременной смерти Нино Рота в 1979 году Эннио Морриконе прочно утвердился как лидер не только итальянской, но и европейской киномузыки. Его приглашали в Голливуд и даже трижды номинировали на "Оскар". Записи его саундтреков расходятся гигантскими тиражами. Их можно приобрести в любой стране мира. Морриконе знаменит и благополучен. Он щедр на мелодии. Недаром его прозвали "миллионером мелодий". Такое ощущение, что источник его вдохновения никогда не иссякнет. Как не иссякнет экспрессия той музыки, которую он сочиняет для кино. Наверное, он просто обожает десятую музу, и та платит ему взаимностью. Гонорары здесь - дело второстепенное, ибо так много и успешно работать для кино может только человек, в него влюбленный. А Морриконе, как истинный итальянский мужчина, ничего не может делать вполсилы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.