ПЕРЕКРЕСТОК СУДЕБ
Южный берег озера Ильмень. Летом здесь - просто благодать. И побережье чем-то неуловимо напоминает южные моря: каменистый пляж, настоящий прибой (озеро-то немаленькое, противоположного берега не видно даже в ясную погоду). Место уникальное, тут выходят на поверхность породы девонского периода, в мире аналогов этому нет. Геологи назвали эти выбросы Ильменским глинтом. Здесь расположено село Коростынь. Церковь Успения Богородицы начала XVIII века - итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Путевой дворец российских императоров - 1830 год, проект Василия Стасова. Но первое, что привлекает сегодня взор, - воинское кладбище с чужими, не нашими крестами.<br>
Кресты установлены осенью 1997 года с разрешения властей Шимского района - здесь сходятся Шимский и Старорусский районы Новгородской области. Говорят, что здесь похоронены погибшие в годы войны солдаты и офицеры дивизии СС "Мертвая голова". Но, скорее всего, это обычное воинское кладбище, где бок о бок лежат и бывшие "черные" эсэсовцы, и "серые" солдаты.
Самые жестокие бои шли в Коростыни в июле 1941 года. Моторизованный корпус генерала Манштейна наступал на Шимск. Противостояла ему 11-я армия Северо-Западного фронта. Коростынь несколько раз переходила из рук в руки. Но потом наши отступили. А немцы построили здесь госпиталь и санаторий. По всей видимости, кладбище было оборудовано именно при госпитале.
Отношение новгородцев к немецким крестам (это не единственный мемориал сегодня) неоднозначное. Одни согласны с тем, что война ушла в прошлое, - даже новое тысячелетие началось. Другие до сих пор не могут простить разрушенной Старой Руссы, тысячи убитых и угнанных в Германию...
...В августе 2001 года именно здесь, в Коростыни, отмечали 530-летие подписания договора между Московией и Великим Новгородом - об "окончательном присоединении" Новгородской земли к централизованному Московскому государству. Тогда история могла пойти по другому пути: вольный Новгород под руководством легендарной посадницы Марфы поднял меч против Москвы и даже вел переговоры с Казимиром IV о присоединении к Литве. Но то ли Казимир испугался Ивана III, то ли связь и транспорт подвели - в общем, литовцы, давние союзники Новгорода, не успели. И в решающем сражении на реке Шелонь 14 июля (27 по новому стилю) 1471 года новгородцы были разбиты.
Отношение к этому событию у новгородцев тоже очень неоднозначное. Но это не мешает им не только сотрудничать с Москвой, но и поставить на месте подписания договора памятный пятиметровый дубовый крест - еще один крест в Коростыни.
Кстати, опять же в Коростыни "высиживали" мирный договор представители Швеции и России. Шведы (как и немцы в 1945 году, кстати) были тогда разбиты. Но это не мешает нам сотрудничать с Швецией. А их победителю, Петру Великому, - поднять свой кубок "за учителей своих".
Сейчас там, на Ильмене, - осенние шторма. Прибой обрушивается на берег и обтачивает камни пляжа. Деревья теряют остатки листвы. И спят в Новгородской земле солдаты разных армий, которых послали эту землю завоевывать. А рядом с ними спят ее защитники. Мы не вправе забывать об этом. Но так или иначе надо как-то жить дальше. И, быть может, само это место, Коростынь, научит нас, как быть с нашей историей.