С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Архангельск с момента его создания и до середины прошлого века был городом деревянным. Поэтому от его старинного облика, напоминающего о стародавних мореплавателях и плотниках, в том числе знаменитейшем из них - Петре Первом, мало что осталось - так, отдельные фрагменты. Был всегда Архангельск и городом многонациональным, притягательным для торговых людей. И храмы в нем были разные, например, четыре кирхи. И уникальная жемчужина - единственный в Европе деревянный готический костел. Он сгорел. Как горели и гибли другие деревянные здания - и от рук человеческих, и в силу особенностей северного климата.<br>
Костела нет сейчас, а вот католический приход есть. И недавно свой 10-летний юбилей отметила архангельская "Полония" - общественно-культурное объединение поляков.
...Альбина Егорова родилась в Литве, а родители ее были военными и, соответственно, мотались по Советскому Союзу и попали в Архангельск. Альбина жила в России, а на каникулы ездила на родину - в Шальчининкайский район. Она полька, и район этот в Литве считается польским. Польская речь звучала вокруг в ее детстве, польские песни. Быт был польский, да и по вере Альбина - католичка.
С Альбиной мы встретились в Генконсульстве Польши на торжественном приеме в честь Дня независимости этой страны. Но в Петербург эта молодая элегантная женщина приехала еще и по другому делу - привезла своих студентов: в Техническом университете она преподает художественную обработку металла.
- Я в России всегда чувствовала себя немного одиноко и грустно. Мне очень хотелось своего, родного. Не хватало родного языка, родного народа. И я думала: "Неужели я одна здесь такая?" Нет, не может быть. Я узнала, что уже в Петербурге есть "Полония". Ведь должны быть поляки и в Архангельске!
Помогло Альбине то, что появился католический приход. Она узнала об этом через газетное объявление и пришла. А потом была создана "Полония" - практически в том же составе, что и приход. Сейчас, десять лет спустя, и католическая община расширилась, и "Полония" тоже. Но теперь они соприкасаются, но не целиком совпадают. В "Полонию" приходят не только поляки, но и русские, белорусы, украинцы. Те, кому интересны язык, культура, история польского народа. Проводятся вечера, концерты, чтения. А сейчас в Архангельске есть и кафедра польского языка.
Что же касается католичества, Альбина убеждена, что у них в городе нет никакого противостояния, недоверия между паствами и священнослужителями православной и католических конфессий: "Мне кажется, здесь многое зависит от такта и мудрости священников. У нас этот фактор присутствует".
Поляки в Архангельск попадали разными путями. Их присутствие в здешних краях зафиксировано едва ли не в пятнадцатом столетии. Но в основном, конечно, век двадцатый. Многие, как и Альбина, жены и дети военных, сами военнослужащие. Но есть семьи, попавшие сюда в печальные тридцатые годы по известным причинам. Их не так много - Архангельск был своего рода перевалочным пунктом для репрессированных. Поэтому в разбросанных по огромной губернии деревнях и поселках оседало больше поляков, чем в областном центре. Сейчас "Полония" готовит экспедицию по области с целью поиска соотечественников и сведений о них.
Мы говорим об Архангельске, о жизни там, в которой, как везде, масса трудностей, и я спрашиваю у Альбины - а сейчас чувствует ли она этот город своим, родным? Она оживляется:
- О да! И это чувство пришло уже где-то лет пять назад. Мне стало намного комфортнее, легче морально... Может быть, потому, что я нашла свое, родное, то, что долго искала в России...