ОТ ШОСТАКОВИЧА ДО РЮЗЕНБЕРГА
Международный фестиваль новой музыки "Звуковые пути" открылся в Петербурге.<br>
"Четыре года назад директор небольшого австрийского театра предложил мне написать камерную оперу по Даниилу Хармсу. Директор куда-то безнадежно пропал. А Хармс остался. Загадочное исчезновение австрийца было единственной странностью при подготовке "Хармс-проекта". Это настораживало. Уж слишком по-хармсовски гладко развивался сюжет. Но за три недели до концерта певица, которая должна была исполнять одну из партий, позвонила и отказалась". Такова краткая предыстория мини-оперы "Помеха" Александра Радвиловича, премьера которой пройдет в рамках международного фестиваля новой музыки "Звуковые пути".
Фестиваль "Звуковые пути" открылся в минувшее воскресенье пассионами "Жанна" Александра Кнайфеля. Впервые за пятнадцать лет существования в программу фестиваля включен уникальный "Хармс-проект". "Помеха", "Пакин и Ракукин", "Цирк "Принтинпрам", "Баллада об огурце", "Нетеперь", "Четыре иллюстрации того, как новая идея огорошивает человека, к ней неподготовленного" - мини-оперы и интермедии, входящие в "Хармс-проект", были написаны петербургскими композиторами на тексты одного из самых загадочных писателей нашего города Даниила Хармса.
Фестиваль "Звуковые пути" можно сравнить с фестивалем "Дрезденские дни новой музыки", задачей которого также является представление новой музыки широкой публике. К новой музыке, по мнению Александра Радвиловича, художественного руководителя фестиваля "Звуковые пути", можно отнести сочинения как двадцатого века, когда смена музыкальных стилей начинает происходить быстрее, так и двадцать первого века. То есть от Листа и Шостаковича до Кнайфеля и Рюзенберга. Новая музыка композиторов Польши, Финляндии, России и других прозвучит на площадках Петербурга: в Малом зале Филармонии, в Доме композиторов, в культурном центре "Паръ", в церкви Святой Екатерины на Васильевском острове.
Программа фестиваля "Звуковые пути" составлена таким образом, что концерт каждого зарубежного солиста или ансамбля будет представлять собой подарок Санкт-Петербургу к 300-летнему юбилею. Так, Генеральное консульство Польши дарит нашему городу концерт польской современной музыки, в котором будут участвовать замечательный польский гобоист Казимеж Давидек и камерный оркестр Петербургской филармонии. Консульство Финляндии, Датский культурный информационный центр и Немецкий культурный центр им. Гете соответственно финансируют приезд своих музыкантов на фестиваль.
Студентам Петербургской консерватории будет предоставлена возможность исполнить свои сочинения и принять участие в мастер-классе Михаэля Рюзенберга: в прошлом театровед, киновед и радиожурналист расскажет "О понятии soundscaping". "Звуковой живописью" Рюзенберг начинает заниматься в 1993 году. На фестивале он представит один из 8 своих дисков - "Симфонию Кельнских мостов" (1999 г.).
Всего за фестивальную неделю прозвучит около 60 произведений современных авторов, большинство сочинений в России исполняется впервые.