МЕСТО И ВРЕМЯ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Обычно первый номер нового печатного издания начинается с редакционного обращения к читателям. Новобранец представляется публике, разъясняя, зачем явился в свет, о чем собирается поведать миру в дальнейшем, в чьи руки хотел бы попадать...Только что появившийся первый номер журнала "ПЕТЕРБУРГ место и время" этой традицией пренебрег. Видимо, создатели нового печатного органа посчитали, что самого названия и определения - "информационно-аналитический журнал" - будет вполне достаточно, чтоб опытный и просвещенный читатель сразу определил, что новичок предназначен именно ему. К тому же ряд знаковых, или культовых, как теперь говорят, фамилий из списка редакционного совета - М.Б. Пиотровский, В.А. Гергиев, Б.Н. Стругацкий, Я.А. Гордин - и фамилия главного редактора В.И. Заворотного, входившего в свое время в редакцию популярной "Звезды", не оставят сомнений в солидности и фундаментальности нового издания. <br>

И профиль журнала, и момент его выхода, разумеется, не случайны. Именно на исходе юбилейного года, после гимнов, славословий, подарков и фейерверков, возникает потребность оглянуться назад, оглядеться вокруг и объяснить самим себе, откуда пришли и куда движемся. Необходимости в анализе всех аспектов жизни "умышленного города", в интеллектуальной инвентаризации добавила и смена городской власти. И надо сказать, что в целом первая попытка такой инвентаризации удалась. Начиная с блестящих, парадоксальных, спорных "30 тезисов 300 лет спустя" Валерия Островского или "Пяти виражей на прямых проспектах" Дмитрия Травина, в которых тоже не без блеска анализируются возможные экономические модели, по многим историческим причинам не реализованные в Петербурге, и до описания особенностей наводнения 1924 года в материале Елены Игнатовой интерес к журнальным страницам не ослабевает. Наоборот, по ходу чтения все время думаешь, отчего мы так ленивы и нелюбопытны, почему так мало задумываемся о времени и месте, где живем. Не все, разумеется, в первом номере одинаково удалось, не найдена еще общая стилистика журнала, его тон. Некоторым материалам не хватает аналитической глубины и законченности. Например, кроме полезной информации о том, что за последние "16 месяцев по август 2003 года в городе открыто 23 памятника и не менее 16 монументально-декоративных сооружений", и списка этих образцов монументальной пропаганды, приведенных в статье Юрия Пирютко "Монумент в подарок", хотелось бы еще и понять, какой должна быть общая концепция, политика города по отношению к произведениям садово-парковой и уличной скульптуры. Сколько еще кошечек, зайчиков, птичек, комариков или мушек в бронзе и мраморе нам предстоит увидеть на улицах и площадях родного города? Наиболее интересными оказываются материалы, где на аналитической основе возникают проекты, рождаются идеи и замыслы. Как в рубрике "Мегаполис", где представлены размышления, связанные с программой "Петербург-2015", где на основе анализа мировой практики предлагается стратегия петербургского высшего образования, где сделаны попытки "изобретения" нашего будущего. Но прошлое тоже может волновать и даже оказаться неожиданно современным, если сопряжено с ходом истории, если талантливо повернуто какими-то неведомыми раньше гранями. Казалось бы, что мы можем еще не знать о Петергофе? Но вот Елизавета Богословская создает портрет директора музея-заповедника "Петергоф" Вадима Знаменова на фоне истории парадной царской резиденции и делает это так, что и сам портрет, и фон оказываются не расхоже туристскими, мифологическими, а бесконечно увлекательными, живыми, значительными. Повторюсь - журнальная "ниша" найдена точно, многие тексты соответствуют и читательскому интересу, и масштабу явления, о котором идет речь. Явных промахов в новом журнале нет. Исключая, разве что, его внешний вид. Дизайн журнала явно старомоден, что-то из эпохи 70-х годов прошлого века. Теперь такое не носят. Кроме того, можно еще посоветовать как можно скорей обзавестись виртуальным вариантом. Такому изданию необходима обратная связь с читателем и привлечение молодой аудитории, а без сетевой модификации сделать это практически невозможно. А в остальном, как говаривал классик головокружительных стратегических планов, очень нужная, своевременная книга, то есть журнал "ПЕТЕРБУРГ место и время".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.