КТО БОИТСЯ НИЗКИХ ЦЕН?
Встречаются два новых русских, и один другого, как бы невзначай, спрашивает: "Что, новый галстук приобрел?" - "Да, вчера за пятьсот взял". - "Хм, (пренебрежительно) за пятьсот! А я (с гордостью) почти такой же за полторы купил".<br>
В свое время был такой популярный анекдот. Правда, смеялись граждане покупатели над ним редко. Чаще воспринимали буквально, а еще чаще - использовали как повод для социальных баталий на тему "Зажрались, или Кому на Руси жить хорошо" примерно со следующим прологом: "Вот, мол, некоторые в жажде самоутверждения окончательно обезумели: счет деньгам потеряли, готовы сорить ими направо и налево, а у самих одно на уме: как бы круче всех оказаться. Ведь если дорого, значит, круто". И, вздыхая, добавляли: "М-да... У кого-то жемчуг мелковат, а у кого-то супчик жидковат".
Не смеются над этим анекдотом и сегодня. Потому что он с бородой. А супчик до сих пор жидковат. Супчик жидковат, но тем не менее мобильники перестали быть роскошью. И остались на задворках истории гротескные малиновые пиджаки. Не над кем стало смеяться. И тогда из-за шутки, которая уже перестала быть смешной, на первый план явилась та самая доля неожиданной правды, которая по закону жанра рано или поздно должна была явиться. Даже если бы никто ее об этом не просил. Как-то вдруг граждане покупатели огляделись и поняли, что все хорошее (качественное, долгоиграющее, вкусное, полезное, класса Premium, гипоаллергенное, морозостойкое и т. д.) стоит дорого. Причем чаще всего справедливо дорого. Уяснив это, самые прогрессивные из нас, независимо от финансовых возможностей, перестали гнаться за дешевизной. Более того, многие стали относиться к ней с опаской.
И вовсе даже не из-за боязни подорвать имидж или уронить престиж. Хотя, безусловно, сегодня уже сформировалась весьма значительная прослойка людей (и, надо сказать, далеко не героев упомянутого анекдота), чьи представления о собственном статусе - весьма немаловажный покупательский мотив. Но что же в этом плохого, если человек зарабатывает и может себе позволить... не есть "швейцарский" шоколад по 10 рублей за плитку, не носить китайский Reebok, не коптить дурно пахнущие папиросы и не пить дешевый коньяк, который ничем не напоминает настоящий. Разве что названием на этикетке, и то фальсифицированным.
Наученные горьким опытом времен потребительского беспредела, мы стали разборчивее. Ну а разборчивому покупателю - соответствующее предложение: так называемый рынок товаров класса Premium, где в относительно высоких ценах заключена не столько психологическая составляющая, сколько намек на... высокое качество товара.
Пример: приходите вы в супермаркет не за напитком "Утренним" с цикорием, а за хорошим кофе. Перед вами "Чибо", "Нескафе Голд", "Черная карта"... И в одной категории с ними - новая марка. Допустим, отечественная. Причем все стоят от 120 рублей и выше, а эта - 60. Что вы подумаете? Что столь неоправданно низкой ценой производитель хочет привлечь покупателя, раскрутить новый брэнд? Вряд ли. Ведь кофе, если верить написанному на этикетке, "смолото из лучших сортов зерен". Значит, сэкономили на чем-то другом: на пресловутых технологиях спецобжарки, на зарплате или бог весть на чем...
Из двадцати опрошенных нами обычных покупателей - 18 подумали, что в этом определенно есть какой-то подвох: "Уж если выпить кофе, то хорошего. А этот - подозрительно дешево стоит". Вот и решайте, что движет людьми: стремление ли соответствовать определенному статусу или обыкновенное нежелание купить кота в мешке?
Сегодня гораздо более распространен второй мотив. И не только среди потребителей элитных товаров. Если человеку в принципе не все равно, что есть, на чем спать и во что одеваться, он в любом случае будет стремиться повысить качество жизни. По мере своих возможностей, конечно. Но отнюдь не за счет заведомо безнадежных вещей.
Говорим ли мы о том, что сформировалась новая "покупательская философия"? Возможно. Ведь еще несколько десятилетий назад мы стояли в очередь за тем, что подешевле. Сегодня выбираем то, что качественнее. И все чаще выражение "у денег глаз нет" используем в ранее не используемом смысле. Да, при определенном таланте и трехгрошовую вещь можно продать за триста долларов. Мы это знаем, попадались. Но наконец-то мы поняли и другое: настоящее качество не может стоить три копейки.
Что произошло? В институтах стали лучше преподавать экономику? Или, может быть, одним признаком цивилизации стало больше? Мы научились сопоставлять цену и качество, стали отличать скидки от уценок, божий дар от яичницы и... перестали бросаться на пресловутый бесплатный сыр, место которого до сих пор неизменно. Но нам туда больше не хочется.
P. S. Хотя... привычка - вещь въедливая. И поработать над собой все-таки придется.