ТАЙНЫ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ: НОВОСТИ ИЗ ЭКСПЕДИЦИЙ
Тысячи лет гибнут на море суда. Штормы, морские сражения, случайные столкновения собрали немалый урожай жертв. Как ни странно, большинство судов гибнет не в открытом море, а вблизи берегов, где судно может налететь на риф, сесть на мель, разбиться о прибрежные скалы. Да и многие морские сражения происходили недалеко от известных пунктов на берегу и названы по их именам. Трафальгар, Синопская битва, Чесменское сражение... Гибли корабли и опускались на дно, где многие из них покоятся до сих пор на сравнительно небольших глубинах, и до них может добраться обыкновенный водолаз или аквалангист. <br>
Порой эти корабли везли несметные сокровища, как, например, испанские галеоны, перевозившие награбленные сокровища из Америки в Европу. За этими сокровищами охотятся многие поколения кладоискателей. Чаще всего на погибшем корабле никаких сокровищ нет. Но и в этом случае найти такой корабль чрезвычайно интересно. Одно дело - прочитать описание старинного корабля, и совсем другое - увидеть его воочию, изучить детали конструкции, найти предметы быта моряков, старинное оружие, а это очень важно для истории.
Историков интересуют все погибшие суда - от древних скандинавских дракаров и славянских ладей до судов и самолетов, погибших во время Второй мировой войны. Организуются экспедиции, в которых подводные археологи находят такие суда, исследуют их, фотографируют, обмеряют, поднимают со дна различные предметы, а иногда и целые корабли. К сожалению, далеко не всегда это возможно. Порой любая попытка поднять затонувший корабль может привести к его полному и безвозвратному разрушению. Детали корабля и предметы, на нем находившиеся, после подъема фотографируют и тщательно консервируют - на воздухе они могут просто погибнуть. Часть из этих предметов ученые выставляют для всеобщего обозрения. Например, коллекцию предметов, поднятых на поверхность подводными археологами, можно увидеть в краеведческом музее Выборга.
Мы не "черные археологи", которые попросту грабят затонувшие суда и продают находки на черном рынке. Этой публики много расплодилось в последнее время, немалый урон наносит она культурному и историческому наследию наших предков. Проект "Тайны Затонувших Кораблей", созданный при поддержке ОАО "Газпром", - это научная экспедиция, а не только работы по созданию популярных телефильмов. Все открытия и находки в первую очередь поступают в распоряжение ученых. Мы уже рассказывали о том, что в этом сезоне было уже шесть экспедиций, а сейчас отправилась в море и седьмая, невзирая на то, что за окном уже середина ноября. В 2003 году проводились исследования восьми затонувших объектов на глубинах от 12 до 23 метров - это уже знакомый нам "Архангел Рафаил", голландский парусно-паровой корабль с грузом клейменого кирпича и множеством пивных бутылок на борту, рыбацкое судно, которое, как шатром, был накрыто собственным неводом, финский деревянный пароход и четыре шведских корабля, потопленных русским флотом во время крупнейшего в истории Балтики Выборгского морского сражения в 1790 г. Среди них канонерская лодка, штабная яхта "Аврора" и два линейных корабля "Шарлотта" и "Энегхетен". "Шарлотте" так крепко досталось от русских ядер, что она лежит на дне просто грудой дров. А вот три других корабля пострадали меньше. На канонерской лодке центральная часть разрушена взрывом, но нос и корма сохранились неплохо. Особенно хороши четыре пушки на очень необычных поворотных деревянных лафетах.
На "канонерке" были также обнаружены самые разнообразные предметы - от подошвы сапога и картечного заряда для пушки до остатков пистолета и мушкетов. Когда тонул "Энегхетен", его название в переводе со шведского означает "Единение", с него упала огромная пушка, которая лежит далеко от корпуса. Длина чугунного орудия составляет более трех метров. Украшением стали находки нескольких серебряных и медных монет и серебряная ложка.
На королевской яхте "Аврора", некогда богато украшенной деревянной резьбой, были обнаружены небольшие ее фрагменты. Теоретически их можно было поднять, но куратор экспедиции - сотрудник Института истории материальной культуры РАН кандидат исторических наук Петр Сорокин - запретил это делать. Дело в том, что поднятое со дна дерево начинает быстро разрушаться без консервации, а лаборатории завалены такой работой на три года вперед.
В следующей статье о проекте "Тайны Затонувших Кораблей" мы расскажем о людях: ученых, водолазах, инженерах-электронщиках, моряках - о всех тех, без кого невозможно было бы проводить исторические исследования затонувших объектов.