ВЗГЛЯД, ОТ КОТОРОГО НЕ ОТОРВАТЬСЯ...
Ведь мы тогда особенно не задумывались о том, что участвуем в грандиозных исторических событиях. Просто жили, захлебываясь, задыхаясь от невероятности этих событий. Не отрывались от телеэкрана, газет и листовок, спорили до хрипоты, бегали на митинги... Нам было некогда записывать день за днем свои впечатления, снимать или зарисовывать. Но были, к счастью, люди, которые в силу профессии, таланта, прозорливости понимали, что происходящее надо фиксировать, оно неповторимо. Один из таких людей - Эдди Опп. <br>
Судьба его, можно сказать, головокружительна. Парень из американской глубинки, из обычной среднестатистической семьи, он всегда устремлялся туда, где в данный исторический момент оказаться было интересней всего. В 80-х поехал в Париж изучать французский язык и классическую гитару. В ту пору если стоило где-то учиться виртуозному владению гитарными струнами, то именно во Франции. А в 1992 году бросил благополучную работу в Швеции и очутился на филфаке петербургского Университета, хотя никаких русских корней никогда не имел. Потом отправился в Москву, где стал фотокорреспондентом. С фотокамерой бесстрашно бросался туда, где в тот момент было не просто смертельно опасно, но, главное, проходил исторический разлом, решались судьбы сотен, если не миллионов людей. Буденновск... Белый дом... Чечня...
Он уже несколько лет не берет в руки камеру. Стал начальником, возглавляет фотокорреспондентскую службу "Коммерсанта". Встретившись с его работами на выставке "Эдди Опп. Взгляд со стороны" в выставочном зале библиотеки Блока на Невском, 20, вы поймете, что его отход от профессии - какая-то полная нелепость, драматическое недоразумение. Если кто-то и должен постоянно смотреть на мир в окошко видоискателя, то это именно Эдди Опп. Потому что его работы - не просто отличные репортажные снимки. Видели мы высоких мастеров этого жанра и кроме Оппа. Да, он знает, в какой момент надо нажать кнопку, чтоб получился не просто портрет события, но портрет эпохи.
Как совершенно точно сказал один из коллег Эдди Оппа, "одни его снимки времен Ельцина войдут в учебники истории, другие - в учебники фотоискусства. А будут и такие, которые окажутся и там и здесь". Но он знает и еще что-то совершенно непостижимое для обычного глаза. Его работы умны, философичны, эмоциональны, ироничны, необычайно остры и всегда неожиданны - и все это сразу, одновременно. Вот ухмыляющийся взгляд Никиты Михалкова в спину потерянной нелепой фигуры Александра Руцкого. Да об одной этой фотографии можно написать целый роман, повесть, что хотите. А вот работа, названная "Наблюдающий" из серии "Штурм Белого дома". Спиной к зрителю на пустой деревянной таре сидит некий гражданин в шляпе, а вдали клубы дыма, огонь и разрушения, на которые смотрит наблюдающий. Это гораздо страшней и выразительней танковых орудий и людей в камуфляже с автоматами. А какие портреты: Пугачева, Ростропович, Солженицын...
Стоит поторопиться, выставка "Эдди Опп. Взгляд со стороны" закрывается через три дня.