ПИЛОТНЫЙ РЕГИОН РОССИИ
На прошлой неделе исполнилось 285 лет городской рыночной экономике, которая началась с указа Петра I "О назначении рынков в Санкт-Петербурге". Император требовал соблюдения норм гигиены при торговле продуктами питания и запрещал торговлю вдоль городских магистралей, мешавшую дорожному движению. <br>
У православных начался Рождественский пост. А мусульмане Петербурга вновь отметили окончание священного месяца Рамадан. По некоторым подсчетам, сегодня каждый пятый житель города - мусульманин. Соборная мечеть на Петроградской стороне, реставрация которой завершилась этим летом, - единственная сегодня не только в Петербурге, но на всем Северо-Западе. Она вмещает 5 тыс. человек. Муфтий Петербурга подал заявку в администрацию о необходимости строительства второй городской мечети в Приморском районе.
Всероссийский женский форум, состоявшийся в воскресенье, отметил День матери. Присутствовали женщины-руководители регионального и федерального уровня, а от руководителей противоположного пола поступили многочисленные приветствия.
ОТКРЫТИЕ ДАРА
На днях состоится открытие дара Канады к 300-летию - это сооружение из природных камней. Такими конструкциями обитатели канадского севера традиционно отмечали как ориентирами важные для себя места. На открытии должен присутствовать посол Канады в РФ - это будет его первый официальный визит в Петербург.
Президент Армении Роберт Кочарян посетил с кратким рабочим визитом Петербург, где встретился с президентом России. Это уже пятый за год визит армянского лидера в Россию, в том числе второй в Петербург.
Венгерский премьер-министр Петер Меддьеши не только встретился в Стрельне с российским президентом, но и посетил винные погреба Константиновского дворца - ознакомился с условиями хранения токайских вин, подаренных им на 300-летие. Кстати, "Токай" был любимым напитком Петра Первого и его дочери Елизаветы.
Предприниматели из итальянской провинции Ломбардии побывали в Петербурге с деловым визитом. До сих пор Ломбардия поставляла в Петербург в основном оборудование, сейчас имеется в виду по большей части гастрономический сектор. Год назад состоялся ознакомительный визит итальянцев, а на этот раз речь идет уже о вполне определенном ассортименте, ценах и условиях поставок.
Эстония и Россия ведут переговоры о квотах на отлов рыбы в приграничных водоемах - в реке Нарве и озерах - Чудском, Псковском и Теплом. Квота России на нынешний год составляет 5755 тонн, Эстонии - 4305 тонн рыбы. Россияне подозревает эстонских рыбаков в превышении оговоренных ранее объемов рыбной ловли.
Галерея африканского искусства откроется в Петербурге в начале декабря - в экспозицию войдут маски, живопись и предметы быта, а также работы современных африканских художников и ремесленников. Это будет первая в России африканская галерея.
В Музее политической истории открылись сразу две выставки на тему "Город и Власть". Одна из них посвящена "петербургским" первым лицам российской политики за последние 300 лет, а вторая называется "Санкт-Петербургское градоначальство: 1875-1917". Должность градоначальника была введена 140 лет назад, в эпоху великих реформ, вместо поста генерал-полицмейстера. Столичные градоначальники назначались императором. В 1917 году градоначальника сменил председатель исполкома Петросовета, а в канцелярии градоначальника на Гороховой, 2, где проходит выставка, поселилась ВЧК.
В том же музее открылась пацифистская выставка "Зона войны". На ней представлены уникальные фотографии, сделанные голландскими репортерами во время вторжения советских войск в Венгрию в 1956 году, конфликта в Палестине в 1982-2002 годах, революции в Румынии в 1990 году, войн в Югославии в 1991-2001 и Афганистане в 1989-2001 годах. Выставка организована совместно с фотомузеем Королевства Нидерландов. Выставка будет работать до 31 января.
В рамках Фестиваля японской культуры в Шуваловском дворце состоялось традиционное для японцев выступление - чтение стихов сопровождалось танцами с мечами. Интересно то, что возглавляет коллектив бывший генконсул Японии в Петербурге.
СЕРДЦЕ ПЕТЕРБУРГА
Мы снова хотим превратить почти весь "золотой треугольник" между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом в единую пешеходную зону. Несколько лет назад дело уже шло к тому довольно быстро, но потом вдруг застопорилось. Если на этот раз хватит политической воли, то в самом сердце Петербурга от Эрмитажа до Спаса на Крови и Михайловского замка, а от Капеллы до Русского музея и Летнего сада можно будет дойти только пешком.
Помимо главной, центральной пешеходной зоны родилась и новая концепция тематических пешеходных проектов - "Университет" на Васильевском острове, "Спортивный Петербург" на Петроградской стороне и "Петербург Достоевского" по соседству с Петербургом Достоевского. Появились уже и идущие дальше предложения соединить все пешеходные зоны воедино. Вот только автомашины куда девать? Как показывает опыт Малой Конюшенной улицы, далеко не все транспортные средства остаются за пределами запрещенного для езды пространства...
В городском бюджете на 2004 год предусмотрено примерно 400 миллионов рублей на адресную программу комитета по охране памятников истории и культуры. У руководства комитета сильное беспокойство вызывает состояние отреставрированных к 300-летию памятников. Как-то уже приходилось упоминать в этой связи здания на Невском проспекте, теперь в качестве примера приведены Ростральные колонны, отремонтированные 4 года назад. Теперь их состояние будет оценивать специальная комиссия. Еще одна проблема заключается в том, что в городе практически нет квалифицированных фирм, которые могут качественно обслуживать памятники.
Торгово-развлекательный комплекс "Владимирский Пассаж" стоимостью 25 млн долларов открыт на одноименной площади напротив церкви Владимирской иконы Божьей Матери. Это 18 тыс. кв. метров торговых галерей на пяти этажах и трехзвездочный отель на 216 номеров "Достоевский", который занимает еще 9 тыс. кв. метров. Далее планируется построить многоярусный паркинг для покупателей за станцией метро "Достоевская" и осветить здание какой-то небывалой динамической подсветкой.
Торгово-развлекательный комплекс "Сенная" занимает 59 тысяч квадратных метров и обошелся в 31 млн долларов. Его пропускная способность - более 30 тысяч покупателей. Рядом с комплексом находится парковочная зона на 600 мест. Предполагается, что на трех этажах этого комплекса посетители смогут найти супермаркет, магазины, игровые площадки для детей, бары, кафе и рестораны, боулинг и бильярд. Комплекс выполнялся по западным стандартам, и одним крылом выходит на реконструированный Сенной рынок, а другим - на улицу Ефимова. Немного жаль прежнего, живописно-запущенного вида лабазов на этой улице, которая быстро меняет облик. На другой ее стороне строится еще один торговый комплекс, по соседству - бизнес-центр. Результатом этой деятельности должно стать полное преображение даже не квартала, а целого микрорайона, тяготеющего к Сенной площади.
Подобные многоэтажные и многофункциональные комплексы плодятся не только в центре: только что открылся у метро на проспекте Просвещения, следующий на очереди - на проспекте Испытателей, у метро "Пионерская". Но если на окраинах свободного места пока хватает, то в историческом центе проектировщикам приходится идти буквально по лезвию бритвы.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ
Как известно, исторический центр Петербурга включен ЮНЕСКО в число памятников всемирно-культурного значения. Оживленно дискутируется будущее Главного штаба: допустимо ли перестраивать внутренние дворы его восточного крыла, что предполагает проект Большого Эрмитажа? Не обидится ли Карл Росси на Совет по охране культурного наследия, городскую общественность и власть? Вероятно, нет, если только результаты преобразований не будут бросаться в глаза с Дворцовой площади и Дворцовой набережной.
Тем временем на главной городской площади начался монтаж ограждения вокруг Александрийского столпа - бронзовой ограды высотой 1,5 метра в том виде, как она была задумана по проекту Монферрана. Еще до Нового года она будет открыта для всеобщего обозрения.
Обсуждаются и перспективы Большого проспекта В. О. Депутаты ЗС всерьез настаивают на восстановлении Большого проспекта в форме, максимально приближенной к его документально зафиксированному виду, в качестве объекта культурного наследия.
Городская администрация объявит мораторий на новое строительство на Каменном и Крестовском островах до разработки градостроительных регламентов. Комиссия по городскому хозяйству ЗС намерена разработать закон о резервировании территорий под парки и скверы, с перечислением всех адресов, где любая строительная деятельность возбраняется. И напротив, остается на повестке дня вопрос о переводе так называемых городских сельхозземель под строительство. В перспективе это может пополнить доходную часть бюджета Петербурга 4 миллионами долларов ежегодно благодаря изменению статуса уже находящейся в частной собственности территории, которая сейчас только значится как сельскохозяйственная. Пополнение бюджета произойдет за счет увеличения земельного налога на этих участках приблизительно в 1000 раз. Плюс создание новых рабочих мест увеличит налогооблагаемую базу города, причем уже есть и потенциальный французский инвестор, который готов вложить в строительство на этих землях около 20 миллионов долларов.
В январе 2004 начнется капитальный ремонт главного корпуса Мариинской больницы, возведенного по проекту Кваренги. Петербургской больнице для бедных, которая основана вдовой Павла I, исполнилось 200 лет. Планируется восстановить домовую церковь Св. Апостола Павла с образом Божией Матери Всех Скорбящих Радости и мемориальной доской в честь императрицы Марии Федоровны.
Обсуждается проект реорганизации Петербургской консерватории путем присоединения к ней средней музыкальной школы-лицея, Фольклорно-этнографического центра и Государственного театра оперы и балета. Преподаватели Консерватории - за объединение, тем более что в каждом из объединяемых учреждений преподают сотрудники Консерватории, а студенты проходят практику. К тому же и здания находятся неподалеку друг от друга.
МОРСКИЕ ВОРОТА
Одна из главных задач сегодня - привлечь в город федеральные средства на продвижение крупных транспортных проектов. Ради этого Петербург готов стать пилотным регионом по отработке транспортной стратегии в России. По словам губернатора Петербурга, транспортная ситуация в городе с каждым годом становится все хуже. В первом полугодии 2004 года в Петербурге будет сформирована программа развития городского транспорта - программа противодействия негативным дорожно-транспортным явлениям в Петербурге.
В настоящее время в городе работают 10 тыс. транспортных предприятий, где трудятся 90 тыс. человек. Рост мощностей позволит перевести в Петербургский порт часть грузопотока из Финляндии и Прибалтийских стран. Наземный транспорт со вчерашнего дня работает на некоторых маршрутах автобусов и троллейбусов дольше, чем раньше, - до половины первого ночи. В целях совершенствования работы транспорта сейчас ведется большая работа под названием маршрутизация, или изучение пассажиропотоков. Этот процесс завершится в первом полугодии 2004 года.
Предстоит постепенный вывод трамвайного транспорта из центра города. Оказывается, трамваи постоянно портят дорожное полотно, поэтому в будущем они станут в основном средством сообщения города со спальными районами и спальных районов между собой.
Минтранс РФ подготовит проект "О границах Большого морского порта Санкт-Петербург": все портовые мощности в акватории от устья Невы до дамбы будут рассматриваться впредь как единый комплекс. В 2003 году объем грузооборота ожидается в размере 450 тыс. тонн, а к 2010 году уровень грузооборота может вырасти до 3,5 млн тонн. Под вопросом остается статус портов двойного назначения - Ломоносова и Кронштадта. Практическая составляющая проекта - возможность резервировать прилегающие земли для развития портовых сооружений.
Кроме всего прочего, порт располагает 12 пассажирскими причалами на набережных и на территории порта. Количество туристов, прибывающих на круизных судах, может достичь к 2010 году полутора миллионов человек в год.
Ныне предлагается несколько решений, нацеленных на то, чтобы Петербург мог выполнять роль морских ворот России. В первой половине 2004 года завершится проектирование первой очереди морского пассажирского комплекса на Канонерском острове. Предлагается также развивать существующий Морской вокзал на Васильевском острове, который сегодня работает как грузовой терминал. В перспективе Морской вокзал должен занять набережную до доков Балтийского завода и принимать пассажирские суда до 200 м длиной. Наконец, в районе "Прибалтийской" предлагается построить еще один пассажирский комплекс стоимостью 65 млн долларов. До 2005 года хорошо бы определиться с вариантами развития, потому что сегодня круизные суда класса "Миллениум" могут швартоваться только в грузовом порту, где и без них забот хватает.