ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ "ОСОБЫХ ЛЮДЕЙ"

3 декабря - Международный день инвалидов. Он был провозглашен генеральной ассамблеей ООН по инициативе делегации России 14 октября 1992 года.<br>

Интересно, что именно Россия выступила с таким предложением. Общеизвестно, что "особые люди" (так нынче принято называть инвалидов из соображений политкорректности) в нашей стране чувствуют себя не очень комфортно. Конечно, меры по облегчению их существования принимаются. Однако до сих пор над нашим обществом довлеет советский принцип исключения инвалидов из нормальной жизни. Разумеется, принцип этот никогда не был открыто провозглашен, но следовали ему неукоснительно. Прежде всего тем, что всячески замалчивали эту проблему. Результат налицо, стоит лишь посмотреть как-нибудь в воскресный день в Эрмитаже на "их", западных, инвалидов, бодро раскатывающих на удобных колясках от картины к картине, и посмотреть потом на "наших", с костылями в метро или на церковных папертях. Парадокс в том, что "особые люди" на Западе ничем особенным не отличаются от прочих - они ведут почти столь же полноценную жизнь. Конечно, делать слепого инвалида министром МВД, как Дэвида Бланкетта в Англии, пожалуй, перебор в политкорректности (хотя, говорят, со своими обязанностями он справляется неплохо). Однако опыту интеграции инвалидов в общество России можно и нужно учиться у Запада. Впрочем, кое-что делается для "особых людей" и у нас. Есть, например, федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов" (срок ее завершается в 2005 году). За последние три года на ее реализацию было выделено более 1 млрд рублей, пошедших в основном на совершенствование методик социальной реабилитации инвалидов. Другая большая проблема - протезы. Правда, в последнее время количество протезно-ортопедических предприятий в России несколько увеличилось. Однако их продукция отнюдь не полностью соответствует мировому уровню, а с другой стороны, слишком часто недоступна инвалидам по цене. Так что до сих пор лучшие приспособления для облегчения жизни инвалидов ввозятся к нам из-за границы. В будущем году Министерство труда и социального развития России планирует создание реабилитационных центров для инвалидов в регионах. Они могут взять на себя функции по транспортному обслуживанию инвалидов, предоставлению им протезов, консультации. При центрах планируется создание специальных бригад, которые будут выезжать на дом к инвалидам для предоставления им различных реабилитационных услуг. Тем не менее проблема остается для нашей страны страшной. Ежегодно около 1 млн россиян признаются инвалидами, причем более половины из них находятся в трудоспособном возрасте. Всего в России сегодня насчитывается 10,8 млн инвалидов, что составляет 7,4 процента всего населения. Это данные Министерства труда, и разумеется, эта статистика не полностью отражает картину. Около 400 тысяч инвалидов - участники Великой Отечественной войны. Число детей-инвалидов в России на настоящий момент достигает 617096 человек и продолжает стремительно увеличиваться. Только за последние пять лет оно выросло более чем на 155 тыс. детей. Эти данные уже из Министерства здравоохранения. Основной причиной возникновения детской инвалидности называются инфекционные и соматические заболевания. Все остальное приходится на долю болезней крови и кроветворных органов, злокачественных новообразований, болезней органов дыхания, а также травмы и отравления. Наиболее высокий уровень детской инвалидности отмечается в Московской, Ростовской, Иркутской областях, Краснодарском крае, республиках Татарстан, Башкортостан, Дагестан, в Москве и Петербурге. В нашем городе инвалидность разной группы имеют 640 тысяч, и это почти каждый пятый петербуржец... Питерские инвалиды пользуются различными льготами, работают четыре муниципальных профессиональных центра реабилитации. Довольно многие опорники обеспечены протезами и мотоколясками. Однако городской транспорт к перевозке колясочников не приспособлен. Даже появившиеся несколько лет назад в городе импортные автобусы с низким полом, созданные специально для инвалидов, в основном используются как коммерческие маршрутки и "экспрессы", на которые инвалиды, естественно, не садятся. Зато по городу очень много специальных пандусов. В октябре нынешнего года вступил в силу федеральный закон, позволяющий упорядочить систему адресной государственной поддержки инвалидов. С его реализацией специалисты связывают надежду на дальнейшее совершенствование деятельности в области поддержки российских инвалидов. Будем надеяться.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.