ТРИ НЕСКУЧНЫХ МЕСЯЦА И ОДНА ПРЕМЬЕРА
Второй день зимы Мариинский театр отметил первой премьерой нынешнего сезона - оперой Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила". Завораживая слушателей, партию Далилы исполнила блистательная Ольга Бородина. В мужских партиях солировали: Самсон - Алексей Стеблянко, Абамелек - Геннадий Беззубенков, жрец - Евгений Никитин. <br>
Это первый, звездный, состав исполнителей. Второй, по словам Валерия Гергиева, который дирижировал премьерой, прилетев в этот же день из Японии, тоже очень интересен, а роль Далилы готовы исполнить пять певиц театра.
Для постановки спектакля была приглашена французская группа творцов - режиссер Шарль Рубо, художник Эманнюэль Фавр, художник по костюмам Катя Дюфло. И если декорации выполнены лаконично до простоты картонной коробки, едва украшенной звездой Давида или будуарной картинкой, стилизованной под старину, то костюмы филистимлянок привлекали внимание дам зрительного зала изысканностью вечернего туалета от кутюр. Символичной кульминацией сюжета стала вакханалия нарядной толпы в стенах храма, на которых мелькают эротические слайды. Не выдержав вероломства, храм рушится. "Камни на голову хора не упадут", - успокаивает Шарль Рубо. Чересчур красивую, чересчур "сахарную" музыку финала режиссер оттенил балетом, движения которого на черном фоне сцены казались еще более рефлексивными. Световое оформление сцены разрушения храма, выполненное Владимиром Лукасевичем, придает главному действию спектакля трагическую насыщенность.
Перед началом премьеры художественный руководитель театра напомнил о другом "обрушении храма" - о сентябрьском пожаре, полностью уничтожившем здание мастерских и часть декораций спектаклей текущего репертуара и знаменитых исторических спектаклей, составивших славу театра.
Эта трагедия показала, как дорог Мариинский театр многим горячим поклонникам искусства. Новость о пожаре застала артистов на гастролях в Голландии, где в тот же вечер крупные компании страны собрали 180 тысяч долларов для восстановления погибших декораций. Благотворительные акции прошли в Роттердаме, здесь концерт собрал около 137 тысяч евро, берлинский концерт принес 100 тысяч евро. Но основную помощь, благодаря которой из тридцати спектаклей уже пять восстановлено, театр получил от правительства России, правительств Москвы и Санкт-Петербурга. Десятки российских компаний, многие предприниматели откликнулись и оказали финансовую поддержку театру, доказав, что помощь в трудный момент обязательно придет прежде всего от сограждан. На счет Мариинского театра уже поступило 34 710 853 рубля.
Такая поддержка друзей театра позволила, не останавливая сезон и не отменяя гастроли, работать над новыми премьерами. В этом сезоне театр покажет еще три оперные премьеры - "Нос" Д. Шостаковича, "Снегурочку" Н. Римского-Корсакова, "Жизнь за царя" М. Глинки. Балетные премьеры У. Форсайта пройдут в мартовские дни IV Международного фестиваля балета "Мариинский", а в мае на ХII фестивале искусств "Белые ночи" состоятся премьеры балетов Дж. Баланчина, посвященные столетнему юбилею хореографа. "Более активные театры есть, но я в них не работал", - рассказывая о планах театрального сезона, говорит Валерий Гергиев.
Сейчас балетная труппа Мариинского театра находится на гастролях в Японии, выступая с шедеврами классики - "Лебединым озером", "Щелкунчиком", "Ромео и Джульеттой", "Золушкой". В конце декабря театр будет "держать экзамен" в Баден-Бадене, представляя впервые в Германии тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга". На фестивале Чайковского в Вашингтоне на сцене Кеннеди-Центра театр покажет оперы "Мазепа" и "Евгений Онегин", балеты "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Венский концерт Симфонического оркестра Мариинского театра состоится в апреле.
География гастролей театра охватывает несколько континентов мира, при этом оперная программа значительна и разнообразна в отличие от балетной, которая представлена одними и теми же спектаклями. "В балетном руководстве театра кризис",- признает главный режиссер, но "нового молодого Григоровича", по его мнению, нет. Важно найти талантливого, спорного, но интересного лидера, чья сила не станет разрушительной для театра.