ДИТЕР БЛЮМ О САКРАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Культура переживает некую сосредоточенность на эротичности начиная еще с 1960-х. Нагота, как модный знак сексуальности, присутствует во всех формах современного искусства. Тайны человеческого тела открывает и фотография. Фотосерия Дитера Блюма "Телособоры" подчеркивает сокральность человеческого тела, благоговение и восхищение перед ним известного немецкого фотографа, чья выставка проходит в Русском музее.<br>

Проект "Телособоры" придуман Блюмом как гимн движению человеческого тела. Охватывая все разнообразие жанров, в своих работах художник утверждает, что и люди, и птицы, и архитектура интимным образом взаимосвязаны и равно обладают грацией, силой и эстетической привлекательностью. В "Строительстве Вавилонской башни" участвуют танцоры Штутгартского балета: Сара Паласиос, Ванесса Тауронни, Роберт Конн, Йири Йелинек. В этой работе Блюм работает как скульптор, превращая формальное слияние тел в единый абстрактно-пластический образ, с единственным отличием - фотограф в своих работах использует живой материал. Свою творческую карьеру Блюм начал со снимков автомобилей. Всемирную известность он приобрел во второй половине 1970-х годов как фотограф, сотрудничающий со Stern и Spiegel. В работе над фотоальбомом "Африка - очарование континента", который вышел в 1976 году, ему удается преодолеть стереотипную экзотичность страны. При этом, не нарушив зрительских ожиданий, в альбоме присутствует обязательный набор реалий - танцующие и охотящиеся аборигены, дикие звери и нетронутая красота природы. Книга имела столь оглушительный успех, что Блюм был приглашен в Советский Союз с целью "по-новому представить советский архипелаг". Ему была предоставлена немыслимая по тем временам свобода передвижения: от донецких шахтерских поселков до среднеазиатских рынков. Альбом "СССР - путешествие-открытие богатой страны" появился в 1980 году. Последние 14 лет фотохудожник разрабатывает три темы: музыка, искусство и танец. Первые шаги в направлении классического и современного танца были сделаны еще во время поездки в Советский Союз. Ему удается сфотографировать Майю Плисецкую. С тех пор Блюм сделал столько фотографий танцовщиков, что все вместе они, пожалуй, могли бы составить энциклопедию современного танца. Страстность и сексуальность, столь характерные для современного танца, видны в его фотографиях. Блюм восхищается красотой человеческого тела, а мы - вместе с ним. В контексте балетной хореографии фотограф ставит разнообразные содержательные задачи, но главным для художника является внутреннее свечение, некая природность тела. "Художник выражает себя телом танцовщика" - кажется Александру Боровскому, руководителю отдела новейших течений Русского музея. Работа с танцорами для Блюма была достаточно сложной, - ведь необходимой предпосылкой для любых изображений обнаженной натуры является доверие к художнику. Отнюдь не все сразу соглашались на эксперименты мастера фотографии, но с течением времени Блюм пробудил доверие и симпатию к себе. Ему удалось создать новые фотографические образы, по-новому раскрывающие образы танцовщиков: М. Барышникова, В. Малахова, И. Иво, М. Гуэрры и др. Все фотографии серии "Телособоры", представленные в корпусе Бенуа, были сняты в мастерской, затем оцифрованы и перенесены на виниловую основу большого формата. Этот материал Блюм называет "материалом, который подходит для музеев и с гарантией выдержит сто лет". Тираж Блюм ограничивает десятью экземплярами, и не только потому, что изготовление таких фотографий - крайне дорогостоящий процесс. Понятие "оригинала" для художника имеет первостепенное значение. Работая с танцовщиками Штутгартского балета или с музыкантами Берлинского филармонического оркестра, Блюм приоткрывает тайны танца и музыки соответственно. А особые, доверительные отношения, которые складываются между фотографом и участниками фотосессии в процессе работы, рождают бытовые снимки, которые также можно увидеть на выставке. Они-то и помогают нам увидеть что-то новое в известных танцорах и музыкантах. Фотографии Дитера Блюма наверняка вызовут неоднозначную реакцию у петербургского зрителя. Для кого-то Блюм по-прежнему останется автором серии "Человек Марлборо Билли Уок". Будут и те, которые назовут Блюма "фотографом, танцующим с камерой", раз и навсегда став поклонником его творчества. Но кто-то обязательно скажет, что "фоткам" в музее не место. Отметив огромный вклад немецкого фотографа в постановочную фотографию, которая до него находилась еще в зачаточном состоянии, сотрудники Русского музея - и отдела новейших течений, в частности, - сочли возможным разместить фотографии Блюма в корпусе Бенуа. А раз фотография появилась в музее, то ей уже точно не надо доказывать законность своего присутствия в сфере искусства.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.