РАБОТАЮЩИЙ СТУДЕНТ ИЛИ УЧАЩИЙСЯ РАБОТНИК?

Американские студенты подрабатывают в "Макдоналдсах". За океаном будущий юрист считает себя счастливчиком, если ему на лето удается устроиться регистратором в адвокатскую контору. <br>

В России весь позапрошлый век и почти все прошлое столетие работающие студенты считались мучениками. В советское время те, кто совмещал труд с учебой, приобретали специальность практически только на вечерних отделениях вузов. Сегодня все изменилось: старшекурсники высших учебных заведений с сочувствием смотрят на тех, кто посещает все занятия: ведь это признак того, что человек "не при деле". С формированием в России общества потребления всем захотелось зарабатывать. И студентам тоже. Самое интересное, что сегодня многим это удается. И не без успеха. По данным социологов, работают около половины студентов-пятикурсников. Более того, у более чем 50% процентов работа так или иначе соответствует будущей профессии и требует специальных знаний. СТУДЕНТЫ Анна Смирнова учится на дневном отделении Невского института языка и культуры (НИЯК) по специальности "Связи с общественностью". Работать начала на пятом курсе. Сама признается, что место получила неожиданно для себя: попала на практику в PR-агентство и там так понравилась, что ей предложили постоянное место. Получает пока немного - около 200 долларов в месяц за полную рабочую неделю, но полагает, что сегодня для нее главное - приобрести практические знания. По ее мнению, именно таким образом можно заложить основы карьеры. И так же считают примерно треть студентов вузов. Анна, по ее словам, легко совмещает работу с учебой: и преподаватели в вузе, и начальство на работе входят в ее положение. А предметы так легко ей даются, что, занимаясь только в сессию, она получает хорошие оценки. По словам Александра Карпова, заведующего кафедрой связей с общественностью НИЯК, руководство вуза очень много усилий прилагает к тому, чтобы организовать студентам достойную практику с перспективой трудоустройства по специальности. На какие ухищрения ради этого только ни приходится идти преподавателям! Недавно пришлось долго убеждать одного очень опытного бизнесмена в том, что молодым надо давать дорогу: учить их, наставлять, воспитывать себе достойную смену. И как ни странно, взывание к нравственности возымело нужный эффект. Но как это ни грустно, азиатская система трудоустройства (по знакомству или протекции) в нашей стране по-прежнему превалирует: около половины работающих студентов находят место по знакомству - чаще всего их устраивают родители... Часто учащихся берут на работу только из-за того, что начинающему специалисту можно платить меньше, а требовать с него больше. Тем не менее студенты соглашаются работать на не самых благоприятных условиях: 63% процента вузовцев считают, что становиться материально независимыми от родителей надо как можно раньше. Помните, как часто в годы застоя нам попадались статьи, авторы которых жаловались на инфантилизм и иждивенчество молодого поколения? Какое там! Многие учащиеся в вузах признаются, что с удовольствием забросили бы учебу, если б можно было успешно заниматься "постройкой" карьеры без диплома о высшем образовании. Работа не способствует повышению оценок. Четверть студентов работают полный рабочий день (а иногда и больше): на учебу часто не остается ни времени, ни сил. Некоторые появляются в институте или университете только в начале зачетной недели. Парадокс: переводиться на вечернее отделение молодые карьеристы не спешат, так как в душе все понимают, что такой вид обучения лишит их ценных знаний. В мои институтские годы работающий студент был редкостью. Но мы все равно мало появлялись в вузе (особенно на старших курсах): лекции писал "делегат" от группы под копирку. Семинары посещали только в дни контрольных. Может, ситуация требует реформы дневного высшего образования: введения практически полного экстерната? ПРЕПОДАВАТЕЛИ Некоторых преподавателей раздражают работающие студенты: они игнорируют важные занятия, зарабатывают иногда больше профессоров, плохо сдают экзамены. По наблюдению Любови Шильниковой, проректора по учебной работе НИЯКа, беда в том, что работают чаще всего лучшие студенты - самые энергичные и способные. Образование, получаемое в НИЯКе, позволяет находить места даже второкурсникам. Вуз, понятно, не должен терять таких учащихся. Любовь Алексеевна так комментирует эту ситуацию: - Пусть работают. Это не значит, что они учатся на "тройки". Мы стараемся идти на компромисс: создаем для таких студентов индивидуальные учебные планы в соответствии с графиком работы. К сожалению, сегодняшнее школьное образование не дает навыков самообразования, и вуз принимает это во внимание. Мы разработали систему контроля самостоятельной работы. Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса формирует навыки самостоятельного освоения учебного материала. Карпов отмечает, что "регулировать" можно только временную сетку. Но ни в коем случае не снижать требования: мол, человек работает, устает, давайте поставим ему хорошую оценку и отпустим с Богом. РАБОТОДАТЕЛИ Как мы уже отмечали, работодатели зачастую без особого пиетета относятся к студентам: нанимают их в качестве дешевой и грамотной рабочей силы. Но вопрос: почему у нас, в отличие от западных стран, вообще берут студентов на квалифицированную работу, Александр Карпов объясняет: - На начальной стадии капитализма работодатели думают больше о том, чтоб поменьше платить за квалифицированный труд. К тому же многие российские начальники сами еще не могут отличить квалифицированного сотрудника от неквалифицированного. Студенты часто мне жалуются на то, что им негде применить полученные знания. Руководители "по-своему" понимают PR, поэтому им нужны чистые исполнители. Естественно, из таких фирм наши ребята быстро уходят. СИСТЕМА В Невском институте языка и культуры успешно внедряют рейтинговую систему оценки знаний студентов. В чем ее суть? Прежде всего в том, что учитывается все: посещение лекций, работа на семинарах, курсовые проекты. Семестровая "пятерка" соответствует выполнению учебного плана на 85-100%. Из них 40% составляет "пятерка", полученная за экзамен. Но если кроме отлично сданного экзамена в "активе" студента нет ничего - в зачетку идет оценка "два". "Тройка" - это 45-69%. Как набрать остальные "проценты"? Студент может повысить свой балл, выполняя дополнительные задания. Вот так. Похожую систему давно практикуют на Западе. Становится ясно, почему тамошние студенты трудятся вечерами в кафе быстрого питания. Возможно, введение подобной системы оценки знаний создаст дефицит дешевой квалифицированной рабочей силы. Это заставит работодателей ответственней относиться к подчиненным, а студентов вынудит засесть за учебники.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.