"ДРУГИЕ БЕРЕГА" ИРИНЫ БИРУЛИ
Хорошо зимой, в метель, у Никольского собора! Будто бы вслед за Александром Сергеевичем пройтись по Певческому мостику. Снег накинул на время вуаль, не скрывая кое-где облупившуюся краску и штукатурку со стен дворцов Петербурга. "Снег окутывает нас, и мы оказываемся вне времени. В снегопад не встретишь людей в модных костюмах, дорогие пальто оставлены в шкафах. Не увидишь роскошных машин, в метель вообще ничего не увидишь. Ты один, наедине с Петербургом. Стоишь у Никольского собора". Здесь, где Акакий Акакиевич догонял свою шинель, живет душа Петербурга. Сюда, к Никольскому собору, где тихо и, кажется, жизнь замерла, часто приходит художник Ирина Бируля. <br>
Ее не встретишь с мольбертом на петербургских улочках - Бируля не рисует с натуры. Обладая прекрасной зрительной памятью, она делает маленькие наброски, а работает дома в мастерской. "В голове еще сотни образов Петербурга. Какие-то сейчас просятся на холст, другие требуют осмысления". Она не ждет вдохновения. Еще до начала работы у художника есть полное видение картины. Так научил ее работать Театр, не надеясь на помощь свыше. Ирина Бируля окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, факультет сценографии. Ее рисунки на выставке студенческих работ отметил Геннадий Опорков, который искал сценографа для постановки пьесы "Пассажирка" в Театре им. Ленсовета. После "Пассажирки" была работа над "Тремя мушкетерами", "Чайкой" и др. Бируля оформила более 100 спектаклей в России и за рубежом, став лауреатом многих театральных фестивалей.
Вот уже 15 лет Бируля увлекается собственной режиссурой, которая с театральных подмостков переместилась на полотно. Считая мощнейшим средством выразительности светотень, Бируля мастерски работает с категорией света, наделяя его мистическими свойствами. Свет углубляет пространство, игра света-тени может быть мотивом отчаяния, надежды, одиночества. Картина - это та же сцена, действие не ограничивается рамой, оно может выходить за ее пределы, так же как актер, спустясь со сцены, может выйти к зрителю в зал. Так в картине "Собачья жизнь" выходит за рамку поводок любимого ризеншнауцера.
Выставка "Другие берега" в музее Набокова удачно подчеркивает значение русской литературы в жизни художника. Занимаясь живописью в средней школе при Академии художеств, маленькая Ира много читала Пушкина, Достоевского и того же Набокова. Его роман "Другие берега" во многом автобиографичное произведение. Точно так же Ирина Бируля все пропускает через себя: ее глазами мы видим "Белые ночи", она сама лирический герой, стоящий у "Старых ворот".
Ее картины-размышления так же, как город, молчаливы и трагичны. Картина "Юбилей" о последних минутах жизни оконного витража, сквозь который можно было увидеть Исаакий. К юбилею Санкт-Петербурга разбитое расписное стекло заменили стеклопакетом. Ее цель не отразить историческую реальность, в точности передать тот или иной облик Петербурга. В ее работах всегда есть место фантазии. Однажды в плохом настроении, стоя в подворотне старого дома, художница увидела Исаакиевский собор, который в картине "Надежда" призрачен, словно мираж. "На самом деле вид, открывающийся из этой подворотни, не столь прекрасен", - признается Бируля.
У нее достаточно самоиронии, чтобы называть свои работы "картинками". Бируля - театральный художник. Но в этом и ее особенность. Изобретенная Ириной Бирулей особая техника станковой живописи, грунт, изготовленный с использованием земли и покрытый особым составом, создает шершавую дышащую фактуру, что делает ее питерские мотивы и предметные композиции неповторимыми. Сегодня ее работы хранятся в Русском музее, Государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве, в Центре европейского дизайна в Бостоне, есть ее картины в коллекции принца Оранского в Гааге и во многих других музеях мира и частных коллекциях.