ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ...

НЕПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕТЕКТИВ<br>

"Союзпетрострой" провел совещание, посвященное проблемам хищений специальной и строительной техники. Собираясь на мероприятие, я услышала по "Ретро-FM" вальс из "Берегись автомобиля", вспомнила тихого угонщика-альтруиста Деточкина. "Как в тему, - подумалось мне, - речь-то должна пойти об угонах". Но оказалось - не только о них. Вторая и легальная работа героя Смоктуновского - страхование - не раз поминалась "тихим добрым словом" собравшимися на Захарьевской, 31. Рассказы пострадавших в неравной борьбе с похитителями кранов, автобетоносмесителей, компрессоров и прочей техники быстро лишили меня благодушного настроения. Истории одна грустнее другой и - что настораживает, похожие друг на друга, как братья из многодетной семьи. РАЗБОЙНИКИ БОЛЬШИХ ДОРОГ Особенно полюбились преступникам автокраны, их воруют чаще всего и особенно при этом не заморачиваются. Останавливают на шоссе "КамАЗ" и "МАЗ", на которых обычно перевозят краны, и просят кто о чем: показать дорогу, топливом поделиться, поднять упавший в овраг автомобиль, а чаще всего - помочь на строительстве дачи или домика в деревне. А какому водителю помешают лишние 500 рубликов? Вот и останавливаются, и едут, а в условленном месте (подальше и поглуше) подвергаются нападению. Потом - отработанный сценарий: скотч на все, что движется, кричит и видит. Не докричишься - не добежишь. Бывает и хуже. Так, 16 мая механик "УМ-332" возвращался на кране с места работы по проспекту Маршала Жукова. На въезде в Красное Село неизвестный помахал машинисту ведром. Водитель, решив, что требуется солярка, остановил кран. Когда спускался по лесенке, раздался выстрел - получил сквозное ранение в живот. После этого его связали, заклеили глаза и отвезли в лес где-то под Тайцами. Утром бедолага добрался до базы "УМ-332", где в тот момент оказался замдиректора, который и отправил потерпевшего в больницу, а сам подал заявление о разбойном нападении. В городских сводках об употреблении огнестрельного оружия при нападении на строительную технику упоминается редко, чего не скажешь об области. На лесных просторах преступники стесняются меньше. За те полтора-два года, когда особенно участились угоны (строители говорят о 5-6-кратном увеличении), можно говорить достоверно только об одном случае возвращения машины. 30 марта 2002 года был похищен принадлежащий ООО "Лезолит" МАЗ с краном "Ивановец". Угонщики связали водителя и потом высадили его на шоссе по дороге, умчавшись в направлении Всеволожска. В течение нескольких недель милиция не могла найти пропажу, тогда владелец нанял вертолет и облетел Петербург и пригороды. Машина нашлась во Всеволожске. На ней уже были перебиты государственные номера, преступники готовились перегнать автокран в Москву. У преступников продумано все до мелочей. Громадное значение придается тому, где будет совершено нападение. Место изучается досконально. Техника обычно угоняется на стыках районов ответственности, например, на границе Приморского и Курортного района. Пока очухаются, пока найдут нужное отделение - дежурные не лыком шиты, зачем им чужая головная боль - погоняют пару часов из одного района в другой, а то и вовсе отказываются разговаривать с охранником или водилой, требуя ответственное лицо. А тем временем угнанная машина в отстойнике, номера перебиты. И ищи-свищи ветра в поле. ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС Предприятия несут колоссальные убытки, ибо новенькие фуры, краны и экскаваторы стоят не просто дорого, а очень дорого. Средняя стоимость каждой единицы такой отечественной техники составляет 1 млн рублей, зарубежной - 120 тысяч долларов. И если найденную где-нибудь под Ростовом или в центральных областях России технику еще можно вернуть законному владельцу, то ушедшую, скажем, в Таджикистан можно смело считать безнадежно потерянной. Правоохранительные органы признают, что хищения строительной техники приобретают характер эпидемии. По их данным, в течение полутора лет на территории Петербурга и Ленобласти совершено более трех десятков нападений на водителей-операторов строительной техники (автокранов и бетоносмесителей на базе грузовых автомобилей "КамАЗ" и "МАЗ"). Сами же строители говорят, что краны, например, угоняются чуть ли не каждую неделю. Причины столь необычной любви криминальных кругов к автокранам, компрессорам, смесителям и прочей технике объясняются строителями просто: угоняют потому, что экономически выгодно. Еще бы, цены растут как на дрожжах. По словам представителя одной из организаций, торгующей автотехникой, МАЗы, например, дорожают исправно два раза в месяц, последний раз подросли на 20 тысяч, а "Ивановцы" - на все пятьдесят. Цены растут, потому что есть спрос. А спрос на ворованную технику еще выше: их загоняют за полцены, а то и за четверть стоимости. ИСПОЛНИТЕЛИ И ЗАКАЗЧИКИ И гонят чьи-то бывшие автокраны, экскаваторы, смесители с перебитыми номерами "с милого севера в сторону южную", через Московскую область в Чечню, Ингушетию, Таджикистан. Поскольку хищения строительной техники давно превратились в устойчивый и доходный бизнес, им занимаются крутые и хорошо оснащенные преступные группировки. Вычислить, а уж тем более привлечь такую к уголовной ответственности - задача не для слабых духом. Иногда попадаются рядовые исполнители, но и тех зачастую приходится отпускать за недоказанностью вины. И действительно, иногда задержанные водители не имеют ни малейшего понятия, откуда эта машина взялась и что с ней будет дальше. Их задача - перегнать в положенное место. Этим они и занимаются. За этим занятием их и ловят блюстители порядка. Вот и находят похищенное за тысячи километров - в Казахстане, Ростове-на-Дону, на Северном Кавказе. Не тайна и то, что занимаются этим доходным бизнесом в Питере кавказские группировки, осевшие на юге города. Поговаривают даже, что одно время на одном из крупнейших питерских заводов, так сказать, флагманов машинной индустрии, существовал цех по перекраске угнанной техники. Но если "кировцы", "ивановцы" и прочие "мазы", "камазы" чуть ли эшелонами идут на восток, значит, деньги где-то отмываются? Проблема становится настолько болезненной, что методы борьбы типа "поговорили и разошлись" не годятся, ее нужно решать, как говорится, всем миром. А вот в согласии и сообща как раз и не получается. КАК ИСКАЛИ "БЕТОНОМЕШАЛКУ" На совещании в "Союзпетрострое" только ленивый не прошелся насчет плохой работы милиции. Более-менее стоящее расследование случается тогда, когда сам пострадавший проявляет незаурядные усилия. Как случилось это в холдинге "Северо-Западная нерудная компания" (СЗНК), о чем поведал собравшимся ее генеральный директор Юрий Рафальский. 15 сентября к водителю "бетономешалки", доставлявшей заказчикам продукцию бетонно-растворного завода "СЗНК-Бетон", прямо на территории предприятия обратился мужчина, представился стажером и сел в кабину. Съездили вместе в район Колпино, там разгрузились, а на обратном пути в районе Московской Славянки "стажер", угрожая ножом и пистолетом, заставил водителя следовать к Пулковскому шоссе. Здесь преступника ждал его сообщник. Вместе со "стажером" они связали водителя и позже высадили его из машины. С собой угонщики забрали не только автобетоносмеситель стоимостью почти миллион, но и ключи, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, договор лизинга на технику. СЗНК совместно с ГУВД провела успешную операцию по задержанию группы людей, занимающихся угоном строительной техники. Но несмотря на полное разоблачение членов банды, ни одной из украденных машин найти так и не удалось. Угонщики уверяют, что всю ворованную технику они передавали посреднику с Кавказа, имя которого им неизвестно. Строительная техника не жигуленок - на стоянку не поставишь и просто так не продашь - они угоняются строго под заказ. И дело отлажено так, что в руки милиции могут попасться только непосредственные исполнители, которые, как правило, даже не посвящены в тонкости организации. Естественно, определенная база данных у правоохранительных органов уже наработана (известны даже несколько машин, в которые пересаживают захваченных водителей, обычно это - "Жигули" шестой модели светло-серого цвета, "Фольксваген" вишневого цвета и "Волга" черного цвета), но пока удача на стороне угонщиков. КОГДА НАСТУПАЕТ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ Не везет строителям и со страховыми компаниями. Их поминали 11 декабря на Захарьевской не реже, чем милицию. Ведь что получилось, например, все с тем же угоном (наступившим страховым случаем) смесителя из СЗНК? Хотя милиция, расследуя дело, пришла к выводу, что это было действительно вооруженное нападение, специалисты компании-страховщика посчитали, что причиной завладения транспортным средством стало нарушение водителем правил трудовой дисциплины, так как он не имел права допускать в кабину водителя посторонних лиц. Таким образом, страховщики констатировали наличие умысла, способствующего наступлению страхового случая. А именно этот пункт в договоре страхования является основанием для отказа в страховой выплате. Непонятным остается главное - каким образом страховая компания усмотрела в действиях водителя умысел, "способствующий наступлению страхового случая"? Выходит, что владельцы техники, несмотря на договоры страхования, оказываются вовсе не застрахованными от причиненного ущерба. Спустя месяц после предоставления всех документов, касающихся угона, страховая компания официально уведомила своего контрагента об отказе в выплате страховки, а 28 ноября холдинг обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти, который должен разрешить спор двух компаний. Что решит суд, покажет время. Накопились претензии и у других строительных организаций к страховщикам. Одни уже почти год тянут с выплатой страховки, хотя факт угона признан и деньги должны быть выплачены. В компании кивают на Москву, мы, мол, филиал, а в центре тормозят. Собравшиеся в зале выразили сомнение ехидными смешками. Представители славной профессии страхагента молчать не стали. По их мнению, тарифы за страхование строительной техники не просто занижены, а, судя по тем цифрам, которые они назвали, просто смехотворны. 1 процент от стоимости - не деньги, хорошо бы 4-8, а 40 - так просто супер. Тогда вам не то что выплатят, а и найдут ваш любимый автокран через пару недель. Правда, хочется отметить, что за свою бетономешалку СЗНК платил не один (как многие компании), а четыре процента, а что получил - уже известно. ПОКА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ... Вот и должны строители, оставшиеся без кранов, "бетономешалок" и компрессоров, необходимых им как воздух, страдать в одиночку. И покупать новые, и переплачивать, поскольку цены уходят не по дням, а по часам. И у страховщиков, и у стражей порядка всегда наготове "веские" причины, объясняющие, почему борьба с угонщиками столь безуспешна. У одних вознаграждение за страховку неподходящее, другие ссылаются на мизерную зарплату, отсутствие техники и вертолетов. Кстати, о технике. Есть фирмы, которые успешно разрабатывают и внедряют системы комплексной безопасности. Например, "Росси СП" оснастили КП в поселке Ленсоветовский системой "Поток". Она регистрирует номер автомобиля, попавшего в зону видеоконтроля, и его изображение, заносит в базу данных и тут же выдает сигнал, если машина в розыске. Три года стоит "Поток" на страже закона, и до сих пор это - собственность фирмы. Ни по какой бюджетной статье средства на подобную технику не предусмотрены. Зато как в этом году система вышла из строя, так милицейское начальство забило в набат: а как же - раскрываемость преступлений упала. Между прочим, маленький нюанс: применение "Потока" повышает эту самую раскрываемость в 6 раз. "Росси СП" готовы оснастить все стратегически важные контрольно-пропускные пункты в городе и области такими системами, но этому препятствует не столько отсутствие бюджетных средств, сколько неготовность определенных структур решать проблемы, консервативность, привычка работать по старинке. Похоже, проблема типа "зачем буденновцам танк "Т-34", когда можно с шашкой наголо, и в атаку", - не потеряет своей актуальности никогда. Как не крути, а все пути решения проблемы угона автотехники замыкаются на властных структурах. Именно они должны разработать четкую и действенную систему заслона против разбоя на дорогах и стройплощадках. Ну а пока суть да дело, хочется пожелать водителям и владельцам мазов, камазов и прочих колесных средств не забывать о лихих разбойниках и расчетливых страхагентах, столь не похожих на милого нашему сердцу героя "Берегись автомобиля". Уважаемые коллеги! "Союзпетрострой" приглашает приобрести юбилейное 3-томное издание "Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга", посвященное сегодняшнему состоянию 300-летней истории строительства нашего города. В красочном уникальном издании содержатся подробные материалы о 357 крупнейших компаниях инвестиционно-строительного комплекса города, их руководителях и строящихся объектах. Стоимость издания (по себестоимости) - 3500 руб. Оплата возможна по наличному или безналичному расчету в ЗАО "ЦДИ" по адресу: Захарьевская ул., 31, тел. 275-46-76.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.