ГОСТИ И ХОЗЯЕВА "ПЕТЕРБУРГА-2003"

"Петербург" - называется выставка, открывшаяся в четверг в "Манеже", традиционно устраиваемая с 1993 года. По условиям этой, по утверждению устроителей, самой посещаемой выставки современного искусства каждый художник может представить только одну работу, созданную за прошедший год.<br>

Нынешний "Петербург-2003" отличается еще и ограничением числа выставившихся художников. Если в предыдущие годы собирались что-то более тысячи участников и, несмотря на грандиозные объемы "Манежа", мастерам кисти и резца бывало тесно, то на этот раз их всего около 500. Поэтому вместо тесноты появился воздух, благодаря которому с каждой работой можно беспрепятственно и углубленно пообщаться. Сразу скажем, открытий, новаций, сенсаций "Петербург-2003" не принес. Трудно даже обнаружить какие-то тенденции, направления, идеи, которые могли бы характеризовать петербургское изобразительное искусство начала ХХI века. Каждый мастер в основном сам по себе, даже если принадлежит к какой-нибудь группе. Есть работы вполне традиционные и довольно унылые, есть, наоборот, очень авангардные, как принято нынче выражаться, продвинутые, но тоже навевающие скуку. А среди них, разумеется, в меньшинстве те, что цепляют темой, колоритом, неожиданной острой композицией, юмором, исповедальностью, тревогой... Меня захватили-зацепили "Августовский вечер" Светланы Ведерниковой, "Цыганский георгин" Ксении Трулль, "Мать - это святое" Николая Копейкина, "Трудно сидеть в "Крестах" Станислава Короленко, "Вечер в Заходском" Александра Бихтера, "Килечная Петропавловка" Валерия Вальрана, "What time is it?" Петра Конникова, "Мытнинская набережная" Олега Артюшкова, "Генуэзская лестница" Анатолия Заславского... Уверен, что любой другой посетитель "Петербурга-2003" назовет понравившимися иные полотна. И спора тут не получится: как говорится, дело вкуса. Повторюсь - спор могут вызвать яркие, нетривиальные, парадоксальные произведения, которыми нынешняя выставка похвастаться не может. Видимо, предвидя такой неутешительный расклад, устроители экспозиции предложили публике "вставные" разделы. И все поменялось местами - основная экспозиция стала как бы гарниром, а основными блюдами - выставка конкурсных работ на проект памятника Иосифу Бродскому, фотовыставка "Кино: анатомия жанра", первая персональная выставка художницы-примитивистки Любови Майковой, выставка работ художников юбиляров Л. Лазарева, Г. Богомолова, А. Белкина, С. Ковальского, В. Яшке... С помощью этих выставок "Петербург-2003" лишился экспозиционной академичности, в нем забила живая жизнь, с ее не только художественно-эстетическими, но и психологическими, нравственными проблемами. Прекрасная идея - показать не только проекты-победители, но все проекты памятника поэту, поданные на конкурс. Тут важно не столько, кому какой памятник понравится и насколько право-неправо жюри, тут чрезвычайно интересно, как мыслят скульпторы и архитекторы, как относятся к поэту и поэзии, к пространству города, к искусству... А как славно, что мы познакомились с чистыми, светлыми работами Любови Майковой, взявшей в руки кисть в 80-летнем возрасте. А после встречи с миром этой замечательной художницы стоит пересечь зал и войти в другой деревенский мир, горький и безнадежный, который называется "Эхо деревни Максимково"... Словом, "Петербург-2003" оказался явлением многослойным, неоднозначным и, к счастью, не парадно-юбилейным. Чем и интересен...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.