ИРОНИЯ СУДЕБ
("Синхрон" Томаса Хюрдиманна в постановке Олега Рыбкина, Театр Ленсовета)<br>
Сюжет рассказывать не беремся. Он рассыпан и перетасован автором настолько, что ясно: не в сюжете дело. Персонажи меняются ролями, цитируют друг друга, Гольдони, Чехова и даже, кажется, Эльдара Рязанова.
Есть сцена, где за соседними столиками сидят одновременно молодые и их родители, тоже молодожены! Десятилетия, разделяющие свадебные путешествия двух пар, кипят в официанте, разрывая его на части. Молодой Труффальдино гарцует у одного столика, плачевно дряхлеет, приближаясь к новым молодым, путается, и дивная рыба назон, давно исчезнувшая в венецианской лагуне, попадает на стол современным профанам.
А еще есть Альпы с пастухами и овечками. Героиня стремится к вершине, в руках у нее чемодан, говорящий голосом мужа. Вообще работа голосом, синхронное озвучание эротических фильмов - основное занятие персонажей. На сцене есть и Студия - выгородка из секций-ящиков, из которых, как чертик из коробки, на сцену является очередной мотивчик постмодернистской драмы Томаса Хюрлиманна "Синхрон".
Пространство Студии решено Ильей Кутянским как некие вселенские соты, камера хранения мирового абсурда, где из любой ячейки может появиться на свет что угодно: цветок, кровать, бутылка вина. Привычная иерархия смыслов не актуальна, перед нами совершенно иной мир, где прошлое, настоящее и будущее, игра и действительность существуют параллельно, синхронно.
Идиотский, полупорнографический текст, который актеры ради хлеба вынуждены воплощать в стенах Студии, становится по ходу спектакля текстом их собственного существования. Разрушение основ бытия, онтологический кризис позволяют швейцарскому драматургу превратить в клоунаду трагический эквилибр современной души. Безнадежная амортизация слов и ритуалов делает теперь юмор возможным в ситуациях полной безысходности.
Актерский ансамбль спектакля достоин славных традиций труппы Театра Ленсовета. Ироническая составляющая подчеркнута бьющими красками и фасонами экстравагантной серии костюмов Фазили Сельской, актеры при этом отнюдь не заслонены. Дуэт Елены Маркиной с Олегом Леваковым - квинтэссенция "Синхрона", трагикомический сплав абсурда с пронзительной человечностью героини Елены Маркиной - старуха, пребывающая в тяжелой стадии амнезии, а затем и агонизирующая на сцене, - грандиозно бурлескна. Это и чета Цумпе - родители главной героини Сибиллы, которую играет Елена Комиссаренко с редким изяществом, элегантно и в то же время глубоко. Ее "работа" у микрофона, штурм Альп и Венского Бургтеатра сплавлены в трагикомический коктейль, и убедительный и... пленительный. Ее партнер Фрунц (Сергей Кушаков), может быть, наиболее сложная партия во всем ансамбле. Пластический рисунок внятен: индивидуальность тут стирается на наших глазах. Ревнивый муж, комедиограф с вечным "кризисом слова", превращается в чемодан, затем возрождается в роли служащего гостиницы, приставленного к потенциальным самоубийцам...
В команду синхронистов входит еще яркая пара - переживший славу актер Майер-Квасси (Александр Сулимов) и Эльфи Гланц (Ольга Муравицкая). У них свой вклад в общий котел: эта пара зависла между сиюминутными заботами и высоким недоумением. Сулимов играет Актера, пережившего жизнь; Муравицкая играет девчонку, пытающуюся попасть в ритм... На это стоит пойти посмотреть.
На это и смотрит с высоты из своей операторской будки Боб (или Бог?) - Евгений Баранов, которому "все надоело", но надо делать работу. Нужно ли говорить, что разрывающегося на части Труффальдино, упомянутого выше, играет также Евгений Баранов?
Спектакль надо смотреть. Открытость, программный демократизм Театра Ленсовета не исключает глубины и сложности сценического высказывания. Таков "Синхрон".