БЕЗ ПЯТИ
Январь - время новогодних скидок. Но январь 2004 года - особенный, в этом году снижение цен могло действовать, без преувеличения, целый год. Ведь с 1 января вступили в силу новые правила фискальной игры - отменен 5-процентный налог с продаж. Казалось бы, действительно пришло время снижать цены. Но не тут-то было. Большинство продавцов предпочитает сохранять их на старом уровне. На снижение пошел только ряд крупных компаний, которые объявляли о возможном снижении расценок после отмены налога еще в прошлом году.<br>
Напомним, что в 1999 году был принят федеральный закон, который разрешал местным властям ввести налог с продаж (НСП). То есть граждане, совершая покупку любого товара за наличные деньги или с помощью банковской карты, автоматически отдавали дополнительно до 5 процентов от стоимости товара в местную казну. Конкретную ставку налога (от 0 до 5 процентов) позволяли устанавливать местным законодателям. Петербургские депутаты, которые в декабре того же года торопились на зимние каникулы, установили максимальный НСП - 5 процентов. Однако, поскольку это решение было принято в "пожарном" порядке и не было полностью согласовано с налоговыми органами, возникла неразбериха. В результате в начале 2000 года цены на ряд товаров поднялись не на 5, а на 20 процентов. Тем не менее городской бюджет в течение последних четырех лет ежегодно пополнялся на 5 млрд рублей именно за счет налога с продаж.
Однако с 1 января 2004 года срок действия закона закончился. С одной стороны, для городского бюджета это был серьезный удар - заделать брешь такой величины оказалось непросто, но с другой - снизилось налоговое бремя. Тем более что одновременно была снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 процентов до 18. Казалось, можно было бы ожидать и снижения цен на товары и услуги. Однако послепраздничная картина оказалось не столь радужной.
(ОКОНЧАНИЕ НА 3-Й СТР.)
Налоговая инспекция попросту открестилась от этого вопроса, что, в принципе, естественно. По словам заместителя начальника отдела региональных и местных налогов Елены Кореневой "если вводится новый налог, то мы следим, как его выплачивают. Но если его отменяют, это не наш вопрос". По ее мнению, те предприятия, которые традиционно вписывали в свои квитанции налог с продаж, просто обнулили его, снизив тем самым свои расценки.
Многие монополисты действительно не замедлили отреагировать на это нововведение. Так, почта России, по официальным данным, снизила свои расценки на 7 процентов. Несколько невразумительно ответили на вопрос о снижении расценок на услуги энергетики: "Петроэнергосбыт" почему-то заявил, что отмена 5-процентного налога никак не скажется на оплате электроэнергии, так как (по данным пресс-службы) они и так его не начисляли. "Севзаптелеком" (более известный горожанам под старым названием ПТС) - крупнейший в городе оператор стационарной связи - тоже снизил оплату на свои услуги.
По своему пути пошла вневедомственная охрана. В пресс-службе Управления вневедомственной охраны (УВО) пояснили, что плата, взимаемая с граждан за охрану квартир, которая составляет 144 рубля, изменена не будет. Руководство УВО при ГУВД Петербурга и Ленинградской области мотивирует такое решение тем, что с 1 октября 2003 года федеральный центр распорядился повысить оклады сотрудников правоохранительных органов. Поэтому абонентская плата останется без изменений - хотя получается, что УВО повысило плату за свои услуги на 5 процентов.
Безусловно, многим бы хотелось знать, снизятся ли цены на бензин. Увы, несмотря на отмену налога с продаж и снижение НДС, цены, в лучшем случае, останутся на старом уровне. Это связано с тем, что с 1 января выросли на 12 процентов акцизы на бензин. То же самое относится к пиву и крепким алкогольным напиткам. Здесь выпадающий налог "заменит" повышение акцизов. "На импортный алкоголь акциз вырастет со 117 до 135 рублей на литр, это повышение скажется на конечной цене продукта", - говорят представители одной из компаний, торгующих алкоголем. А по оценкам Национальной алкогольной ассоциации, 0,5 литра водки из-за повышения акциза с нового года должны были подорожать на 7 рублей. Но пока этого не произошло - старые партии продаются со складов по прежним ценам.
"Поскольку законодательно снижение цен не является обязательным, то отмена налога не приведет автоматически к падению цен, - считает руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов, - снижения цен стоит ожидать в сферах с высокой конкуренцией. Например, если один продавец электроники снизит цены, другому тоже придется это сделать. В менее конкурентной среде, вполне возможно, продавцы получат дополнительную прибыль за счет того, что оставят цены на прежнем уровне".
"Большинство людей вообще имеют весьма смутное представление об отмене налога с продаж, - добавляет эксперт консалтинговой компании BKG Владимир Скопцов, - и, судя по последним заявлениям, цены реально снизятся только на товары, в отношении которых существует стабильный и высокий спрос".
Обещания московских и питерских торговых сетей снизить цены на 5 процентов впервые прозвучали еще весной 2003 года. И большинство крупных компаний пока от своих слов не отказываются. Московские сети супермаркетов говорят о том, что цены будут снижены и на те товары, на которые действие налога с продаж не распространялось (это хлеб, молоко и ряд других продуктов). По мнению директора по связям с общественностью "Седьмого континента" Ирины Телицыной, это будет в первую очередь способствовать оттоку покупателей с оптовых рынков в сторону розницы.
В клиентском отделе московского офиса сети магазинов "Метро" корреспонденту "НВ" сообщили о том, что с нового года цены снизились в среднем на 7 процентов. Примечательной особенностью этой сети является то, что ценовая политика регулируется здесь одним нажатием кнопки. А вот ассистент генерального директора сети магазинов "Лента" Наталья Бутоно сообщила, что в среднем 10-процентное подорожание в магазинах сети, произошедшее в этом году, связано с увеличением сезонных закупок.
Сразу же после Нового года на 7 процентов подешевела мобильная связь. К стоимости минуты разговора, указанной в прейскуранте оператора, нужно будет прибавлять не 25 процентов, как раньше (20 НДС + 5 НСП), а всего 18.
"Тарифы, которые мы декларируем, остаются прежними, абоненты будут платить меньше, - отметил начальник службы по связям с общественностью "Телеком XXI" (МТС) Павел Нефедов, - выручка оператора уменьшится. Но чистая прибыль останется прежней - ведь ровно на столько же процентов уменьшатся наши перечисления налогов в бюджет".
Гораздо заметнее могут подешеветь авиабилеты, в цене которых налоги появляются только в момент покупки. Однако авиакомпании комментируют возможное снижение цен сдержанно: "На наши тарифы в большей степени влияют не налоги, а другие факторы. Например, курс доллара, цены на топливо", - отметил заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. А вот железная дорога уже обнулила налог с продаж. Так что билеты на поезда подешевели. Но тоже ненадолго - до апреля, когда поднимутся тарифы на пригородные и дальние перевозки.
Руководители ряда небольших магазинов утверждают, что отмена налога их не коснулась вообще: оптовые цены все равно вырастут или в лучшем случае застынут на месте. При этом надо отметить еще одно новшество 2004 года - возвращение налога на вмененный доход, который применяется к малым и средним предприятиям. Так, один из владельцев кафе, расположенного в центральной части Петербурга, откровенно признался: "Я не могу точно сказать, что произойдет с ценами. Мы перешли на вмененку (налог на вмененный доход) только с января, и я буду решать все вопросы о расценках только по итогам первого квартала".
Начальник управления потребительского рынка комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Юрий Петров отметил, что налог с продаж свою миссию выполнил и потому он отменен. Однако горожане пока не ощутили результаты его отмены: "Кое-кто из обещавших снизить цены свое слово держит. А некоторые отводят глаза в сторону, когда их спрашиваешь о ценах, и говорят, что есть факторы, не позволяющие им это сделать. Все зависит от их совести".
Как показывает опыт, введение нового налога приводит к росту цен, а его отмена пока не сопровождается их снижением. Правда, может быть, это и произойдет, когда предприниматели ощутят облегчение налогового бремени. Ведь валовая выручка у них должна вырасти, а вместе с ней - налогооблагаемая прибыль. В результате им придется выбирать: либо снижать цены, либо платить увеличенный налог на прибыль. Правда, у нас умудряются находить и третий вариант, то есть не делать ни то, ни другое. Но это всегда до поры до времени...