ВОЛШЕБНИК "СТРАНЫ ЧУДЕС"

Сегодня отмечается 100-летие со дня рождения великого хореографа Леонида Якобсона.<br>

Почтение к великому юбиляру и гордость за то, что нам посчастливилось быть его соотечественниками и даже современниками. Но у памяти Л.В. Якобсона есть привкус горечи - оттого, что в тогдашней системе ему творить мешали, и если бы не это, сколько бы он смог сделать. А в итоге только 6 балетов поставлено им на сцене Кировского театра, а сколько сил и времени потрачено на доказательство права говорить языком хореографа. И свой коллектив, о котором мечтал, Якобсон получил лишь в конце жизни. Сквозь тернии к звездам пролегал его путь, хотя до вершин формальных звезд и званий он так и не дошел. "Гения не любят", - нескромно, но до обидного точно говорил о себе хореограф. Не любили Якобсона за абсолютный неконформизм, творческое свободолюбие и одержимость. Он всегда принципиально творил новое, шел вперед, а не развивал созданное до него, и единственным руководством, которое он признавал в творчестве, было слово его воображения. Оно подсказывало образный пластический язык миниатюр, "фресковый" стиль "Спартака", безжалостную сатиру "Клопа", фантастичность "Страны чудес". Ревнители классики называли Якобсона бунтарем, сочувствовавшие ценители - новатором или любя - сумасшедшим. Любили его те, кто "звезд" не давал, - каждая премьера спектаклей или миниатюр Якобсона была успехом для зрителей, встречей с запоминающимися образами. И открытием новых талантов. Был у хореографа потрясающий дар видеть и раскрывать актерскую индивидуальность. И не зря, наверное, в годы его творчества в нашем балете было столько ярких актеров. Ведь сочинял Якобсон "на артиста", не приходил с придуманными заранее движениями, а лепил свои хореографические шедевры из тел и душ в зале. "Здесь и сейчас" было девизом его творчества, и поэтому так остры и современны были найденные им характеристики персонажей, но потому же так сложно теперь сохранять наследие Мастера. Есть авторские записи (Якобсон позаботился о сохранении своего архива), воспоминания, да и живы еще те, кто танцевал премьеры... Но нет творческого духа, энергии хореографа, от которой все загоралось, и убежденности, которая лучше всяких слов доказывала правильность выбранного пути. Наследие Якобсона стало "страной чудес", невероятно обогатившей ХХ век в балете, и дай Бог, чтобы ключик от нее не был потерян и в ХХI.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.