ВЕЧНОЕ ПРОЩАНИЕ С ЛЕНИНЫМ
Как только Ленин умер, начался его культ, причем не по мелочам, а сразу - с переименования столицы бывшей империи и другого, столь же беспрецедентного события: сохранения набальзамированного тела, выставленного на всеобщий осмотр. Собственно, именно решение о строительстве Мавзолея определило отношение Советского государства к умершему лидеру: воздать ему такую почесть, которую за последние века не получал ни один живой или тем более мертвый человек. <br>
Для нас вавилонский зиккурат Мавзолея столь же гармонично смотрится на Красной площади, как для нынешних москвичей детсадовского возраста будет привычен стеклянный конус торгового комплекса на площади Манежной. Но в первой четверти XX века уникальным оказалось именно само решение - растянуть прощание с умершим вождем на десятилетия. Временный деревянный мавзолей Щусева был возведен именно для того, чтобы умершего Ленина смогло увидеть как можно больше советских граждан до предания тела земле. Но в 1929 году было окончательно решено сделать прощание - вечным.
65 лет, прошедшие после смерти вождя (столько длилась советская власть), существовал культ Ленина, иногда величественный, иногда наивный, иногда смешной (особенно в последние десятилетия советской власти). И все же главной его составляющей были не десятки населенных пунктов, носивших имя вождя, и не станция "Площадь Ленина" Ленинградского метрополитена им. Ленина, награжденного орденом Ленина, а длинная очередь на Красной площади.
Что тянуло людей к Мавзолею? Почему государство поддерживало и ритуализировало эту тягу? Официальный ответ советского периода был красив, но бессодержателен: любовь к вождю. "Подпольная версия", родившаяся уже в те времена, была конкретней: большевики начали искоренять христианскую веру, но свято место пусто не бывает. Впрочем, и такое объяснение нельзя назвать исчерпывающим; согласно рассекреченной статистике, успехи "безбожных пятилеток" были гораздо меньше, чем сообщала пропаганда. Тот, кто хотел верить, шел в церковь или молился в своей комнате.
Высшее руководство страны разделяло это стремление, правда, в специфической форме. Интересно, существовала ли практика посещения усыпальницы вождя членами Политбюро в каком-то особом номенклатурной режиме, или они видели Ленина лишь в пионерском возрасте? Но что не вызывает никаких сомнений: дважды в год члены Политбюро, стоя на трибуне (на крыше гробницы), принимали парад трудящихся. Чем больше традиция укоренялась, тем труднее ответить на вопрос: почему на всей площади было выбрано именно это место?
Казалось, вся страна - от узбекского хлопкороба, запомнившего в Москве лишь посещение Мавзолея, до генерального секретаря, стоявшего над вождем на трибуне - хотела задать Владимиру Ильичу какой-то вопрос. Теоретическое наследие Ильича их как раз не интересовало: колхозник чего-то запомнил из кишлачной школы, член политбюро тоже вынес что-то из ВПШ. Пусть Ленин, в отличие от своего преемника, теоретиком как раз был и действительно оставил после себя труды, некоторые из которых интересно читать до сих пор. Но главное все же в вожде - это его практическая деятельность как перед революцией, так и после революции. "Почему я не могу управлять страной так, как Ленин?" - думали немногочисленные "избранники" (избранные, не в демократическом смысле слова). "Почему нами не управляют так, как мог бы управлять Ленин?" - думало остальное и подавляющее большинство.
Немногие могли понять феномен Ленина, но многие его осознавали. Эмигрант, по сути оторвавшийся от России на десятилетия, теоретик и партийный журналист, в решающие месяцы 17-го года и после оказался находчивее, решительнее и удачливей тех, кто, не покидая страну, годами делал революцию в подполье или, наоборот, управлял Россией из кабинетов. Человек, давно не имевший ораторской практики, побеждал на митингах самых крепких ораторов из Государственной Думы, в военном же деле у него отыскались свойства, которых тогда не хватало многим генералам.
Ленин умел поразить и современников, и потомков в первую очередь своими неожиданными решениями: вчера мы "пораженцы", а сегодня - "патриоты", вчера тотальная продразверстка, а сегодня - НЭП. Штампованные партийные песни 60-х - 70-х были недалеки от истины хотя бы в одном: пока Ленин был жив, революция продолжалась, и неизвестно, какой "юный Октябрь" мог быть еще впереди.
Но Ленин умер 80 лет назад, и революция в России закончилась. Мавзолей стал всего лишь экскурсионным объектом, в котором продолжается прощание с Ильичом.