СТРОИТЕЛИ ДОРОГИ ЖИЗНИ

У меня на ладони гильза патрона нашей российской винтовки, после войны поднятая из воды Ладоги недалеко от памятника "Разорванное кольцо". Возможно, во время блокады города и эвакуации ленинградцев кто-то из наших солдат стрелял по самолету с черной свастикой, защищая детей и женщин.<br>

Благодаря самоотверженному труду сотрудников служб обороны города удалось спасти многие тысячи ленинградцев. Более 500 тысяч человек было вывезено из города на Большую землю по Дороге жизни. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известна эта фронтовая магистраль, ее тяжелая участь и ее заслуги в жестокой борьбе против немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Известно о зимнем пути через полыньи и ледяные торосы и в летнюю пору - по воде. Однако ведь есть и сухопутная часть Дороги жизни. Об этом напоминают нам памятники на пути к Ладоге и памятные километровые столбы. Когда и как обустраивалась, обновилась пригородная шоссейная дорога к Ладожскому озеру? Вскоре после окончания Финской войны в марте 1940 года наш 70-й дорожно-эксплуатационный полк был перемещен с Карельского перешейка за Кирха Кивинаппа (шоссе к городу Выборг) к новому месту дислокации на шоссе, ведущее от Ленинграда к Ладожскому озеру. Полку предстояло выполнить ремонтно-строительные работы по улучшению состояния шоссейной (автогужевой) дороги от станции Корнево до Ладоги. Одной из важных и трудоемких задач было спрямление дороги - она была извилистой до крайности (видимо, при ее строительстве повлияла заболоченная местность). Ранним утром на трассе - до сего времени тихой дороге - было заметное оживление. Группы военных в красноармейских гимнастерках, в шлемах с загнутыми наверх "ушами" - буденновках, многие в армейских ботинках и обмотках уже трудились на отведенных ротам участках земляных работ. Заскрежетали широкие отвалы грейдеров, перемещая и разравнивая грунт при планировке дороги. Срезают поверхность пути самоходные землеройные машины - скреперы, гудят суетливые тракторы. Грузовые автомашины подвозят щебенку, гравий, песок. Новый путь заметно поднимался, выравнивался в направлении к Ладоге. Слышатся бодрые выкрики с машин мастеров техники, которые подчас могут перекинуться добрым, а то и колючим словом с "матушкой пехотой", орудующей лопатой и другим шанцевым инструментом. Строительной техники было не так уж много, однако она была рассредоточена по всей магистрали. Самоотверженно трудились бойцы и командиры на строительстве новых участков пути. Большое количество строительных материалов было завезено на участки работ, особенно туда, где, выравнивая направление дороги, прокладывали новый путь (старый участок дороги оставался в стороне)... В те теплые летние месяцы 1940 года, когда жители Северо-Запада облегченно вздохнули, что война с Финляндией окончилась, военнослужащие полка трудились, имея возможность и отдохнуть в свободное время. В клубе станции Корнево шефы из Ленинграда, группа молодежи завода имени Молотова, выступили с концертом для воинов и местных жителей. На станции Проба вечером и ночью в редколесье горели костры, звучали песни небольших групп заводчан и наших красноармейцев. Приходилось воинам полка бывать и в клубе на станции Рахья. Каждый концерт доставлял нам огромную радость. Во время ремонта автогужевой дороги и строительства ее новых участков я служил в должности и. о. начальника полковой библиотеки, выезжал в Ленинград, получал в военном бибколлекторе на Невском проспекте литературу для воинской части и развозил по подразделениям, по всей трассе, на резвой лошадке, впряженной в двухколесную бричку. К осени работа по ремонту на отдельных участках дороги была выполнена, и в конце августа я, получив увольнительную на пять часов, выехал на поезде в Ленинград. Попрощался с родными и ранним утром того же дня отправился вместе со своим полком на новое задание. Путь предстоял далекий - в Забайкальский военный округ на границу с Монголией, в город Кяхта, в казармы военного городка. В следующем, 1941 году дорога к Ладоге, состояние которой воины нашего полка значительно улучшили, стала исправно действующей автомагистралью, сухопутной частью Дороги жизни. Когда сейчас еду по этой дороге, провожая взглядом километровые столбы, вспоминаю однополчан - армейских тружеников: батальонного комиссара Баева, капитана Кубряко, старшего лейтенанта Грибова А.И. (из руководства полка), политруков К. Широгорова, Д. Кузнецова, В. Матвеева, старшину Бальбуза, девушек- медработников Митякову, Шлюндину, рядовых молодых бойцов Шибаева, Соболева, Ушкова, Олляк, Кубарева, воинов - любителей песни, украинских хлопцев Тимко, Кравченко, Колосаря. Вспоминаю дом красного цвета у дороги (ст. Проба, д. 34), в котором я проживал, его хозяев - Пахомовых Павла Алексеевича, Марию Андреевну, 18-19-летних девчат Шуру и Дусю Балагуровых, девочку Любу Веролайнен. Евгений МУХИН, участник Великой Отечественной войны
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.