"РОССИЯ НЕ БУДЕТ УНИЧТОЖЕНА"
В 1964 году в Мюнхене на русском языке вышла книга Скрябиной "В блокаде", спустя восемь лет на немецком языке - ее "Ленинградский дневник", а в 1976 году в Париже на русском языке - "Годы скитаний". Американский публицист Гаррисон Солсбери, автор знаменитой на Западе книги "900 дней. Блокада Ленинграда", не раз ссылался в ней на блокадные записи Скрябиной. А в предисловии к воспоминаниям Скрябиной он отметил: "Книги эти - памятник мужеству и выдержке русского народа, без которых он не был бы способен перенести тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю по воле тиранов, правящих им".<br>
Ничего удивительного, что в нашей стране блокадный дневник Скрябиной не был известен. Во-первых, та правда о блокаде, которую рассказывала Скрябина, имела мало общего с образом осажденного Ленинграда, принятого в советской стране. Нигде у Скрябиной не было сказано о руководящей роли партии, о героизме и массовом самопожертвовании, о сознательности и бдительности.
Зато много говорилось о страшном голоде, о том, что "город буквально завален трупами". Не обойден был вниманием бессердечный эгоизм тех, в чьих руках находилось продовольствие. Уже будучи в эвакуации и находясь в Череповце, Скрябина записывает в дневнике: "Бог знает, что в нем творится. Большие руководители, оказывается, регулярно - раз в неделю, а то и чаще - устраивают пиры. Чего только нет на этих вечерах! И все это из фонда, выделенного голодающим ленинградцам. Город маленький, что в нем происходит - моментально известно"...
Записки ярко показывают, что в блокадном городе были разные люди и среди них - немало тех, кто не отличался симпатиями к советской власти. Двадцать послереволюционных лет эти люди жили в ожидании, когда же эта власть кончится. И когда началась война, многие из них разрывались между чувствами: с одной стороны, родине грозит страшный завоеватель, несущий смерть и страдания, с другой стороны, возможно, он поможет освободиться от сталинского режима.
Но даже не это главное в ее повествовании. "Прежде всего это - искренние и волнующие записи матери, самоотверженно боровшейся за жизнь своих детей, отдавшей последние силы, чтобы отстоять эту жизнь в условиях голода, холода, произвола и смерти, - писал в предисловии к парижскому изданию Аркадий Гаев. - Нет в дневнике стремления подчеркнуть трагическое положение, сгустить краски"...
Что же касается самой личности Скрябиной, то в советской стране ее имя было под запретом. Как же - классовый и идеологический враг, который только и думает о том, как опорочить советский строй и полить грязью подвиги советских людей. К тому же - "невозвращенка". Скрябина действительно непростая личность - дочь дворянина Александра Горсткина, владельца поместья в Нижегородской губернии, "думца"-монархиста, в годы Гражданской войны - активного деятеля Белого движения, а после его разгрома - эмигранта. Елена Скрябина волею судьбы осталась в Советской России, с середины 1920-х годов жила в Ленинграде, была обычной служащей. В 1930-х годах чудом убереглась от многочисленных "чисток".
...Из блокадного Ленинграда она попала в эвакуацию в Пятигорск, куда осенью 1942-го пришли немцы. В 1943-м была угнана в Германию. Из лагеря восточных рабочих ее освободили войска союзников. Будучи в категории "перемещенных лиц", она понимала, какая участь может быть уготована ей по возвращении на Родину. Попав во французскую зону оккупации, Скрябина избежала выдачи. В 1950 году переехала в США, где поступила в университет в Сиракузах и три года работала над получением докторской степени. В начале 1960-х она стала профессором университета города Айовы. Тогда же началась ее литературная деятельность.
Блокадный дневник Скрябиной стал средней частью трилогии, посвященной русской судьбе в ХХ веке. Первая часть трилогии посвящена эпохе 1920-1930-х годов, а заключительная часть - жизни в оккупации и последующей эмиграции.