ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ: ТО, ЧТО ТРУДНЕЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ, ТО И ЛУЧШЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Слава выпускника Красноярского института искусств настигла в 1989 году, когда 27-летний Дмитрий Хворостовский одержал триумфальную победу на конкурсе BBC "Певец года" в Кардиффе. С тех пор певца наперебой приглашают в лучшие оперные театры мира и в лучшие концертные залы. Легче перечислить те сцены и площадки, на которых Хворостовскому еще не приходилось выступать.<br>

Его уважают и ценят в большом мире музыки. Композитор Георгий Свиридов посвятил ему цикл песен "Петербург". Гастрольные маршруты "лучшего баритона современности" выстраиваются на многие месяцы вперед. Но даже и при такой сумасшедшей занятости Дмитрий Хворостовский специально выкраивает дни, чтобы оказаться в России. В Петербург народный артист и лауреат Государственной премии приезжает с концертами с завидной регулярностью. Нынче его приезд в город на Неве - случай особый. Дмитрий вместе с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под руководством Константина Орбеляна дал благотворительный концерт в БКЗ "Октябрьский" для ветеранов-блокадников. Программу концерта составили любимые и чтимые всеми песни военных лет. Перед концертом Дмитрий согласился пообщаться с журналистом "НВ", и вот что довелось нам услышать из его уст... - Дмитрий, как чувствует себя ваш сын Максим Дмитриевич? - (Улыбнулся и обратился к стоявшей рядом супруге.) Спрашивают, как чувствует себя наш Максим. Он оставлен на попечение няньки, поэтому мы немного волнуемся. Правда, на гастроли мы берем его уже не первый раз, так что у Максима есть некоторый жизненный опыт пребывания без родителей. В данный момент он очаровывает эту девочку своими огромными глазами... - Когда-то в интервью вы сказали, что ваше место жительства... - ...Не дом и не улица. Какое это сегодня имеет значение? Я живу, где я работаю. Сегодня - здесь, а завтра - там. И так все 365 дней в году. Поэтому и здесь, и там мы и живем с моей женой Флоранс и с нашим сыном Максимом. Планируем вот такую цыганскую жизнь до той поры, пока он не пойдет в школу. Тогда надо будет определяться с местом жительства и где-то осесть. - Вы связаны обязательствами участия в каких-то новых оперных постановках на ближайшие сезоны? - Во-первых, в Цюрихе мне предстоит выступить в "Евгении Онегине", которым будет дирижировать Владимир Федосеев. Что же у меня еще нового? Что-то должно быть, но, честно говоря, по памяти вам вряд ли я точно отвечу. Ах, да! В будущем году мне предстоит "Фауст". Будет и "Травиата" в "Мете" (так на профессиональном жаргоне музыканты и певцы называют театр Метрополитен-опера. - C. И.), хотя это и не совсем новый спектакль. Мы будем делать запись этой постановки на радио, затем на CD и DVD. Эти записи мы будем делать позднее, вместе с Валерием Гергиевым. Там же, в "Мете", ждет меня "Пиковая дама" с Доминго. Пока же таких эпохальных постановок, как "Война и мир" в "Мете", в обозримом будущем не предвидится. - Вы очень часто поете русские оперы за границей. Например, "Евгения Онегина" вместе с Мариинским театром в Токио. А не было ли планов спеть тот же спектакль в России? - После нашего совместного выступления в Японии сейчас ведутся переговоры с театром. Гергиев мне предлагает не только "Онегина", но и участие в "Войне и мире". В предложенном списке - и "Дон Карлос", и "Бал-маскарад". Процесс идет, будем так говорить. - Несколько лет назад звукозаписывающая фирма "Филипс" строила планы относительно вас и Мадонны... - Да бросьте вы! Я уже устал отвечать на этот вопрос... - И все же. Больше подобных предложений о таких совместных выступлениях не поступало? - Я ведь певец несколько другого репертуара и жанра, хотя вы, конечно, можете не согласиться со мной. Тот репертуар, который я пою сегодня, - это классика. Самая настоящая - русская и советская. Как угодно называйте. Я считаю, что имею право именно на тот концертный репертуар, который исполняю. И предложение выступить вместе с Мадонной поэтому для меня было несколько сомнительным. Хотя всеми силами уважаю ее и обожаю. Считаю, что она - величайший профессионал своего дела. Но у меня даже и не было таких мыслей, чтобы попытаться найти общий репертуар. - А вам не хотелось поэкспериментировать? - В каком смысле? - Выступить в мюзикле, например? На Бродвее или в кино. - Предложений как таковых не было. Если и предлагали, то более серьезные работы - фильм-опера, например. Танцевать, к счастью, не предлагали. Естественно, что танцую я не как опереточный артист, а гораздо хуже. - Как вы относитесь к авангардным постановкам оперной классики и к авангардной музыке? - К подобным экспериментам в оперных театрах отношусь терпимо. В некоторых приходилось даже участвовать. Когда это талантливо, то всегда интересно. Но, как правило, участие в таких модерновых постановках, как кот в мешке: ты знаешь имя режиссера или дирижера, но не знаешь, какие идеи в этой голове варятся. Раз на раз не приходится. Совсем недавно, в 2003 году, в Чикаго мне довелось видеть подобную экспериментальную постановку "Бала-маскарада", которую элементарно "забукали".... - Поясните, пожалуйста, этот термин. - Проще говоря, ошикали. Теперь ведь, если публике что-то не нравится, она просто кричит во весь голос это печально-знаменитое междометие "бу-у-у-у...". Так вот - с растяжкой. Даже красиво получается, но обидно для тех, кто на сцене. - Давайте вернемся к музыке ХХ века... - К сожалению, музыку ХХ века исполняю пока только в концертах. В опере пока себя исполнением музыкального авангарда еще "не запятнал". Мне кажется, что и нестандартный подход к классике заставляет слушателей напрягаться, думать, а это в опере всегда хорошо. - Однако в телефильме-опере "Дон Жуан" вы уже попробовали "раздвоиться", исполняя и партию Дон Жуана, и Лепорелло.... - К этому фильму я отношусь как к интересному эксперименту в моей карьере. Мне никогда не нравится наблюдать себя, любимого, на экране. Для меня это мучительно. И первые семь раз мне пришлось посмотреть этот фильм от начала и до конца для того, чтобы охладить свой актерский пыл и понять, о чем фильм. Сейчас уже кусаю локти, потому что понимаю, что многое в нем мог бы сделать совсем по-другому. До сих пор убежден, что мои предложения режиссеру были бы полезны. Но на съемках верховная власть принадлежит всегда постановщику, а не исполнителю. Для меня был шок - увидеть себя на экране в этой картине. - В концерте в "Октябрьском" вы выступаете вместе с дирижером Константином Орбеляном (маэстро присутствовал при разговоре. - С. И.). А у вас самого никогда не возникает желания встать за дирижерский пульт? - Когда мы с Константином жарко дискутировали во время записи, то он мне в шутку бросил: "Давай - становись за пульт!" Тогда я ему ответил: "А ты в таком случае будешь петь!" Шутки шутками, но я дирижерскими амбициями не обеспокоен. - То есть повторить путь Пласидо Доминго как дирижера вы не желаете? - Зачем повторять тот путь, который уже прошел другой. Путь проторен. Может быть, в более солидном возрасте обращусь к режиссуре. Многие певцы рано или поздно приходят к этой идее. Ведь когда ты имеешь такой громадный опыт участия в постановках, то поневоле становишься не только свидетелем работы режиссера, но и соучастником в исполнении его замысла. - Как родилась идея концерта "Песни военных лет" в Петербурге? - Для меня это уже второе исполнение этой программы. Они нетрадиционны: я пою с микрофоном и в большом зале. Первое исполнение было в Москве, в Кремлевском дворце. Концерт получил большой резонанс. Потом была еще и трансляция по Российскому телевидению. Считаю для себя нужным непременно показать эту программу в Петербурге. Тем более в канун такой важной даты - 60-летие освобождения Ленинграда от блокады. Как каждый русский человек, я косвенно связан с войной. Мой дед был убит на фронте, в первом же бою под Москвой. Мой неродной дедушка защищал Ленинград всю блокаду - от начала до конца. Он воевал в танковой бригаде. И он мне об этих днях много рассказывал. Блокада Ленинграда - это огромный пласт истории, который навсегда сохранится в памяти тех, кто был к этому причастен. - Эта программа будет жить дальше? - Мы вместе с Константином Орбеляном записали эту программу на диск, который пользуется популярностью во многих странах. Русским людям за рубежом этот диск очень нравится. - Есть ли среди этих песен та, которую вам легче исполнять, потому что она вам больше нравится? - Легче исполнять - это не критерий отношения к песне. То, что труднее исполняется, то и лучше получается, потому что ты выкладываешься максимально. И тогда, при таких усилиях, твое исполнение достигает слушательских сердец. Мне тяжело эту программу петь, потому что постоянно приходится бороться с комком в горле от набегающих эмоций. И в этот момент я чувствую, насколько эти песни - память о прожитом для тех, кто находится в зале. - Давно ли вы не были в родном Красноярске? - Последний раз туда приезжал два года назад. - Когда планируете снова отправиться на родину? - Вероятнее всего, я приеду туда в 2005 году. - С концертом? - Обязательно. Просто так я в мой родной город не приезжаю.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.