"...ТАК ЖЕ ТИХО, КАК СНЕГ"
"Постучи кулачком" - и тебе откроется удивительный мир человека творящего. О внутреннем мире человека, который под грохот войны или в оглушительной тишине между взрывами оставлял свои записи на листе бумаги, "человека за письменным столом", рассказывает открывшаяся в Фонтанном доме выставка "...Так же тихо, как снег". <br>
Будто сама Анна Ахматова распахивает двери небольшой комнатки и приглашает войти. Тут лишь письменный стол с зеленым сукном, на нем фотографии, лампа, чернильный прибор и дневник. Тот, кто включит лампу и прочтет отрывки из дневника, сможет услышать в скрипе снега или в северном ветре, пронизывающий холод которого ощущаешь даже здесь, в комнате, голоса погибших в осажденном городе, которые стали первыми слушателями "Поэмы без героя". "И этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи", - писала Ахматова в предисловии к поэме в 1943 году.
В городе, где каждый третий умер от бомбежек и от голода, время от времени наступала тишина... страшная тишина, когда скрип снега под чьими-то одинокими шагами принимали за поступь смерти. В полуразрушенном доме, за заколоченным фанерой окном, изнутри завешенным одеялом, рядом с буржуйкой за столом сидит человек. Свеча почти догорела, а он все не может кончить письмо. Это мог быть кто-то из друзей Ахматовой. Николай Пунин, Владимир Гаршин или Лидия Андриевская (Энгельгардт).
"Я сегодня молюсь все утро, ничего не говорю, я молюсь молча, сердцем. И это так же тихо, как снег", - записал в своем дневнике Николай Пунин 15 октября 1941 года. Цитата из дневниковых записей известного искусствоведа, литературного критика, профессора Университета и Академии художеств (мужа Анны Ахматовой до 1938 года), стала названием экспозиции, которая является частью долгосрочного музейного проекта, посвященного 60-летию снятия блокады и 60-летию победы. "Эти слова как нельзя лучше отражают художественный замысел выставки и ее концепцию", - поясняет куратор выставки Наталия Павлова. В экспозицию включена семейная переписка Пуниных, блокадные страницы из дневников Николая Пунина и его дочери Ирины, а также письма Владимира Гаршина, главного патологоанатома блокадного Ленинграда, к сыну на фронт и вырезка из газеты "Ленинградская правда" от 1944 года со списком медицинских работников, награжденных орденами и медалями.