КАК СЛАВЯНЕ СО СЛАВЯНАМИ СРАЖАЛИСЬ
Во время Второй мировой войны в армиях противников было немало национальных соединений, одетых в форму как вермахта, так и Красной Армии. И спустя много лет мы понимаем, что все было не так однозначно и не так просто...<br>
По воспоминаниям ветеранов Северного флота, служивших на полуострове Рыбачий, о котором поется в популярной военной песне, с 1941 года приходилось сражаться с необычным противником.
Из данных советской разведки было известно, что здесь воюют 2-я и 3-я горноегерские дивизии генерал-полковника Дитла. Эти дивизии были сформированы в Австрии. Но больше о них ничего не было известно. Знали, что эти дивизии в 1940 году разгромили английские и французские части в норвежской крепости Нарвик.
Австрийские части построили теплые и уютные казармы, вырыли полнопрофильные траншеи, за месяц отгрохали шоссейную дорогу. Советским морякам и солдатам было в диковинку видеть, когда каждое утро бородатый огромный мужик в странной черной длиннополой одежде с золотым крестом на шее и какой-то баночкой на веревочках, из которой шел дым, обходил позиции противника. Солдаты вермахта снимали шапки, крестились и целовали руку этого мужика.
Иногда солдаты собирались все вместе, становились на колени и хором красиво пели, но как-то не по-советски, хотя и очень похоже (но и не по-белорусски и не по-украински). Еще больше были удивлены молодые солдаты, когда свои старослужащие, прошедшие первую империалистическую и финскую, стали падать на колени и креститься. Сначала украдкой, а потом все увереннее.
На "нейтралке" был единственный в этих краях колодец, вырубленный в скале еще сто, а может, и более лет назад. На севере воды, снега и льда достаточно на сопках Муста Тунтари (Черной Тундры). А там, где стоял 254-й батальон морской пехоты, не было другого источника воды.
"Славяне, не стреляйте, дайте за водой сходить", - раздавалось то с одной, то с другой стороны. На "нейтралку" сначала за водой ходили с опаской и поодиночке. Затем стали ходить все вместе, и тут обнаружилось, что противник прекрасно говорит по-русски. На вопрос: "Вы кто?" - отвечали: "Мы русские, русины, православные из Австрии, из Галичины". Советские спрашивали, не попали ли они к немцам в плен. "Нет, - отвечали русские, - давно там живем, сначала в Польше, а после раздела - в Австрии".
Многие советские солдаты не знали ни истории, ни географии, с трудом соображали, где Польша и где Австрия: "А почему фрицам служите?" - "А как не служить, если семья, дети да хозяйство, продукты по карточкам, а за отказ воевать - лагерь". Немецкие офицеры по-русски не понимали, можно было говорить смело.
Издавна русины жили в Польше, в Литве, в Карпатах - веры своей православной не изменяли, церквей не ломали, иконы и святые книги не жгли, но служили и римскому папе, и польской короне. В Советский Союз в плен идти они не собирались - прекрасно знали, что там их ждет лагерь и Сибирь. К тому же они клялись на Библии, что будут служить честно три года.
Фронтовое братание затягивалось, советские старослужащие потянулись к батюшке на исповедь, стали вспоминать молитвы. Началось совместное празднование церковных праздников. Кое-кто из советских солдат подался к русинам навсегда. На советские позиции попадали листовки, в которых говорилось о том, что комиссары захватили власть в России и угнетают простой народ: "Переходите к русским, и будете жить как люди". В основном переходили солдаты первого года службы, призванные из Западной Белоруссии и Украины.
И вот на Рождество 1944 года грянул гром: на позиции заявились сотрудники НКВД. Бригаду, основу которой составляли солдаты 14-й дивизии, воевавшей здесь еще с Финской войны, расформировали по штрафным ротам. Десятки "зачинщиков" были расстреляны перед строем. Сначала осужденных заставляли рыть себе могилу в тяжелом скальном грунте, затем ставили на край. Осужденные кричали: "Да здравствует Советская Армия!"