МЫ И ОНИ

Недавно, когда объявили номинантов на премию Американской киноакадемии, многие отечественные критики, бурно обсуждавшие шансы "Возвращения" Андрея Звягинцева на получение вожделенного "Оскара", сразу сникли. Мол, не поняли американцы всей глубины этой картины-притчи. Зато мы радовались как дети, когда Михаил Горбачев, Мстислав Ростропович и Максим Венгеров стали обладателями другой американской награды - "Грэмми", присуждаемой в сфере звукозаписи. Но стали ли лучше от этого известия играть Ростропович и Венгеров и прибавил ли к своей всемирной популярности что-либо сверхъестественное Михаил Сергеевич? Для многих они как были, так и остались людьми, достигшими (каждый в своей сфере) высот профессионализма. Хотя, конечно, забавно узнать, что фамилия Горбачева значилась в номинационном списке вместе с Софи Лорен. Каждому - свое.<br>

Вечная русская привычка оглядываться на Запад и Восток в поисках доказательств значения и важности российской культуры приводит к тому, что мы просто-напросто рискуем сломать себе шею. Величие художника не в количестве наград и премий, а в том, в скольких людях нашло отклик то, что сотворено им по вдохновению и с жаждой высказаться. Феллини под занавес жизни в конце концов вообще отказался участвовать со своими фильмами в конкурсах самых престижных фестивалей. Соревноваться творческая личность может только сама с собою. Бороться за признание где-то там, за тридевять земель, безусловно, можно, но нужно ли? Для их культуры наше "Возвращение" такая же забавная диковинка, как фильм о жизни какого-нибудь африканского племени. Американцы - известные эгоцентристы и патриоты. Для них голливудское кино - лучшее в мире. Хотя их увлеченность "Властелином колец" свидетельствует о весьма своеобразном чувстве прекрасного нации, будто в одночасье ставшей поголовно нацией детей (если ей так бешено нравятся подобные киносказки). Меня, сказать честно, мало волнуют похождения Фродо со товарищи. Каждый народ имеет то кино, которое заслуживает. Гражданам США и думать не надо о том, чтобы их фильмы с кем-то соревновались бы. В нашей стране львиная доля текущего кинопроката и примерно две трети эфирного времени, отведенного на кинопоказ, на всех каналах достаются американским картинам. То есть Голливуд это соревнование уже выиграл (см. обзор репертуара в рубрике "Кинохит"). Гордые заявления чиновников и кинобонз о возрождении отечественного кино не более чем риторика. Если это "кино" уровня российских сериалов вроде "Next" или "Таксистки", то тогда таких "шедевров" можно производить в два раза больше, чем сейчас. Мы привыкли азартно доказывать себе и другим, что и "в области балета мы впереди планеты всей", а "наши космические корабли бороздят просторы Большого театра". Может быть, надо просто успокоиться и воспринимать собственную культуру и отечественное искусство как "cвое" и "наше"? Без оглядки на "их" вкусы, стереотипы и стандарты. Право слово, для меня известие о выходе книги сценариев Александра Рогожкина (см. рецензию на "Площади искусств") важнее, чем очередные новости о том, что Бритни Спирс вышла замуж на один день, а потом развелась. Конечно, иной наш соотечественник возьмет да и поставит спектакль о рокере-наркомане (cм. заметки о "Нирване" Юрия Грымова), но это будет скорее наш спектакль о том, что происходит с НАМИ, а не с ними. Такие взгляды вы можете называть слишком патриотичными, но наша "Площадь искусств" находится в Петербурге, в России, и поэтому точка зрения на происходящее в мире прекрасного, какую вы обнаружите на этих страницах, именно такова.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.