НАУКА НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ САМА ПО СЕБЕ

Президент Владимир Путин, выступая в прошлый понедельник на президентском Совете по науке и высоким технологиям, назвал правильной идею сближения образования и науки, в том числе "через взаимодействие вузов и академических институтов". По словам президента, для подготовки научных кадров государство прежде всего должно обеспечить равный доступ к образованию. Касаясь такой больной темы, как "утечка мозгов", президент отметил, что удельный вес эмигрировавших ученых, казалось бы, невелик - всего 2 процента. Однако чаще всего это люди высшей квалификации либо весьма перспективные молодые научные сотрудники. Признавая, что международная миграция научных кадров - процесс закономерный и объективный, Владимир Путин подчеркнул, что нужно сделать так, чтобы знания, опыт и научные связи наших соотечественников продолжали служить отечественной науке. Для этого, по его мнению, надо как минимум превратить международное научное сотрудничество в улицу с двусторонним движением.<br>

Президент подчеркнул, что ближайшая задача в этой сфере - создать условия для возвращения и работы в России уехавших ученых. При этом он отметил, что некоторые ученые уже вернулись, а многие подумывают вернуться. Президент также высказался за то, чтобы "импортировать" перспективные кадры, в том числе из стран СНГ. Он напомнил, что если для России существует проблема оттока кадров в Европу и США, то страны СНГ сталкиваются с проблемой "утечки умов" в Россию. Кроме того, Владимир Путин заявил, что любые планы реконструкции РАН, которые могут привести к ее ликвидации, реализованы не будут. Вместо реконструкции структуры РАН нужно думать над тем, как делать этот институт более эффективным. Президент также высказал обеспокоенность проблемой старения российской науки. По его информации, сегодня средний возраст работающих в России исследователей составляет 49 лет, а кандидатов наук - 53 года. Вместе с тем он обратил внимание на результаты социологических опросов, которые свидетельствуют, что падения интереса к науке у молодых нет. В связи с этим президент обратил также внимание на проблему карьерного роста молодых ученых. Системной, по его словам, должна стать практика, когда за точку отсчета берутся не только научные звания, степени и административный статус, но реальный вклад ученого в исследовательский процесс. Среди проблем российской науки Владимир Путин также отметил фактическое отсутствие последовательной кадровой политики. Назвав ее фрагментарной и несистемной, президент напомнил, что за период с 1990 по 2002 год общее число лиц, занятых в России научными исследованиями и разработками, сократилось более чем наполовину. Президент обратил внимание на то, что политиками, чиновниками и предпринимателями в России стали люди, таланты которых могли наиболее ярко проявиться именно в науке. В связи с этим президент обратил внимание на то, что в России еще нет современной эффективной модели экономики науки, сохраняется нечеткость в правовом положении Российской академии наук, научных учреждений в решении вопросов интеллектуальной собственности, внедрения результатов научных исследований. В то же время президент подчеркнул, что, опираясь на возросшие экономические возможности, в стране серьезно увеличились государственные вложения в научные исследования и подготовку кадров. Владимир Путин отметил, что начиная с 2000 года расходы федерального бюджета на науку выросли более чем в 2,5 раза, на образование - более чем в три раза. Несмотря на недостаточность этого увеличения, по словам президента, государство сделало все, что могло сделать на тот момент. Президент подчеркнул, что с опасной иллюзией, будто наука может существовать сама по себе, в отрыве от экономики, адекватного законодательства и только на бюджетные деньги, нужно расставаться.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.