ОТ ПАФОСА К САМОИРОНИИ, ИЛИ ПОРТРЕТ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ В ИНТЕРЬЕРЕ
С 1 апреля на "ТРК "Петербург" новый менеджмент канала запускает полностью обновленную программную сетку, разработанную в соответствии с представлениями о чаяниях и надеждах петербургского телезрителя. Кто же такой этот зритель и чего он хочет?<br>
Общий язык для пестрой аудитории
Раннее утро. Сборы на работу, беготня между спальней, кухней и ванной, чашка кофе второпях, из цепких объятий сна окончательно вырывают новости... Полдень: "Приготовить обед, заехать в супермаркет, забрать ребенка из сада, но сначала - чашечка чая с дамским ток-шоу на десерт..." Вечер. Колледж, уроки, друзья, компьютерные игры, свидания, соревнования - все перемешалось, но главное - "ОБЖ". Или... Вечер, круглый стол, старенькая чистая скатерть, ароматный чай и усталость. Хорошее, доброе кино... А может быть, так: вечер, мягкий свет в детской, мамин голос, вкус теплого молока и мультфильм перед сном...
И все это на городском канале, основная задача которого "помнить обо всех социальных и возрастных группах горожан, - подчеркивает начальник управления по связям с общественностью ОАО "ТРК "Петербург" Лариса Конашенок, - о людях, которые смотрели канал во времена его триумфа и остаются верны ему по сей день. Мы ни в коем случае не хотим оттолкнуть их своими новациями. О других людях, которые если и интересовались каналом, то никогда не были его зрителями. Их возраст - между 25 и 50. Жизненное кредо - строить свою жизнь своими руками. Привычки - полагаться только на себя. Ценности - труд, время (как свое, так и чужое), благополучие и процветание семьи. Преуспевание этих людей - основа преуспевания государства. Новое телевидение планирует сделать их своей основной аудиторией. Но это вовсе не значит, что подрастающее поколение и старики останутся за бортом".
Планируется, что всех их объединит единое информационное поле познавательно-развлекательного городского телевидения, где в течение дня любой петербуржец сможет найти для себя нечто притягательное и важное. Детально говорить о каждом телевизионном формате пока еще рано, единственно, что известно доподлинно, - с первого апреля из старого на канале останется только "ОБЖ", который будет выходить пять раз в неделю и со временем превратится в хороший игровой телесериал. Кроме него молодежной аудитории будет предложено некое интеллектуальное соревнование старших школьников и детская краеведческая игра, в которой, находя различные точки в городе по их описанию, ребята будут состязаться в скорости, смекалке, знании истории и физической выносливости.
Взрослым создатели нового телевидения обещают много интерактивных игр, дневные ток-шоу для молодых активных женщин, программы на острые социальные темы, в которых будут решаться конкретные проблемы конкретных горожан. Обещают новый кинопоказ, новый спектр развлекательных программ как собственных, так и лицензионных, и главное - новые новости.
Предположительно, новостное вещание будет пронизывать весь телевизионный день, являясь зрителю с учетом специфики каждого часа. Утром - короткие сюжеты, смысл которых нетрудно уловить, собираясь на работу, днем - городские новости в развитии, репортажи с места событий, вечером - аналитика, оценка произошедшего за день. И все это должно быть современно, динамично, живо... На общем языке, понятном и молодежи, и старшему поколению.
Вот только осуществимо ли это? Понимая сложность (в какой-то степени невыполнимость) задачи, менеджмент канала делает серьезную ставку на профессионализм ведущих. Так, в рамках новостного вещания каждую неделю планируется выход аналитической программы с Игорем Фесуненко, известным политическим комментатором, аналитиком, журналистом, чья интонация, склад ума и способ общения могут показаться интересными не только тем, кто помнит его по предыдущей работе на телевидении, но и тем, кто встретится с ним впервые.
Что же касается новой команды ведущих, то она намеренно формируется из обычных петербуржцев, людей разных взглядов и возрастов. Кстати, последнее слово в выборе "лиц канала" останется за горожанами. В ближайшее время прошедшие профессиональный кастинг на телевидении кандидаты предстанут на суд петербуржцев. А это уже сотрудничество, в котором, по сути, заложено очень много смысла. Оно дарит нам еще одну попытку увидеть друг друга. Проявить интерес, любопытство, живые эмоции и... начать общаться. Как сложится (и сложится ли) это общение, покажет время.
Живые эмоции нового ТВ
"От камня к человеку": новую концепцию оформления телеканала можно было бы сформулировать примерно так. "Мы решили отойти от пафосного отношения к городу с акцентом на его золоте, бронзе, лепнине, - говорит Лариса Конашенок. - Отойти от привычных главных видов Петербурга, которые, бесспорно, прекрасны, но так эксплуатируемы в официозном видеоряде, что мало у кого способны вызвать живые эмоции. Для этого надо надолго уехать из города и очень сильно по нему соскучиться". На новом телевидении место Медного всадника и решетки Летнего сада займет... обычный петербуржец. Тот самый телезритель: его повседневные занятия, окружающие предметы, его внешность, лицо и чувства, одно из которых, быть может, любовь?
Кстати, о любви. В канун Валентинова дня позвольте задать вам один философский вопрос: "Как относиться к счастливой встрече двух сердец?" Кто-то называет это фатальностью, кто-то списывает на случайность. Команда психологов реалити-шоу "Любовь слепа", свидетелями которого вскоре станут зрители канала "ТРК "Петербург", считают любовь серьезной душевной работой, имеющей смысл хотя бы при наличии минимальной симпатии и интереса друг к другу. Более того, они берутся доказать это всем, завершив шоу заключением настоящего брака по любви. Вот только счастливая вероятность столь блистательного финала вызывает определенные сомнения: ведь участники шоу не актеры, а живые люди. Вдруг они вообще не понравятся друг другу? Но на то и существуют психологи.
Впрочем, какой бы неожиданный поворот ни приняли события, общий сценарий действа обещает быть интересным. Хотя бы уже потому, что путь узнавания друг друга герои пройдут... вслепую. Они будут обмениваться письмами, подарками, но ни разу не увидятся. Единственное, что им разрешат, это... обнюхать друг друга в темной комнате (потому как всем известно: если человек не так пахнет, то с этим уже ничего не поделать). И еще: у них будет возможность посредством домашнего видео заглянуть друг к другу в гости. Узнать, какой породы у него (или у нее) кошка, какие домашние растения он (она) предпочитает, какая картинка висит у него (у нее) на стене или как выглядят его (ее) домашние тапки...
В общем, двигаться навстречу друг к другу придется в направлении от пафоса к самоиронии. И не только героям реалити-шоу, но и телезрителям. То есть всем нам.