СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР ЮРИЯ ГРЫМОВА
Каким должен быть современный театр? Хотя бы раз в день этот вопрос задает себе каждый режиссер-постановщик. Ответы находятся и даже обретают форму. Свой вариант питерской публике недавно предложил московский режиссер Юрий Грымов. <br>
На его призыв: "Приходите - будет интересно" - откликнулась молодежь. Его новая постановка "Нирвана" заинтересовала ярых поклонников одноименной группы. Они-то в основном и заполнили места в зрительном зале ДК "Выборгский" в минувшие выходные. "Нирвана" стала популярной 15 лет назад, когда в 1989 году вышел ее первый альбом Bleach. Но до сих пор достичь высшего состояния под музыку американской группы стремятся многие, в том числе и российские подростки.
В своей постановке Грымов использовал прием ретроспекции. Открыв спектакль сценой, когда был обнаружен труп лидера группы, он возвращается к началу: несчастное детство, развод родителей, неустойчивая психика, наркотики и удивительный музыкальный талант. Найк Борзов под кайфом был достаточно неплох, но уж как-то однообразен. Пошатываясь на своих ватных ножках в разодранных на коленях джинсах, он монотонно бросал фразы. Борзов в роли Курта Кобейна не сказал публике свои "три слова", иногда он вообще их забывал. Диалоги были уж слишком примитивны (иногда казалось, что это синхронный перевод с американского). Одно определение любви чего стоит: "гинеколог, уролог и венеролог, святая троица".
Сняв "Муму" и "Коллекционера", Грымов упорно продолжает работать в театральном мире, предлагая нам одну за другой истории из жизни замечательных людей. За Сальвадором Дали последовала биографическая постановка о человеке шоу-бизнеса, который был раздавлен этой машиной и отчасти не понят публикой. Без обвинений в сторону папарацци также не обошлось. Грымов и здесь рассуждает о роли женщины в жизни художника. "Кортни и я любим Кортни", - говорит герой Борзова.
Об отношениях Кортни Лав и Курта Кобейна зрители не узнали ничего нового. Лидер "Нирваны" был чудовищно одинок и беспомощен перед силой наркотиков. В пьесе Михаила Трофименко не фигурируют другие члены группы. Здесь нет ни басиста Криса Новоселича и мультиинструменталиста Дэйва Гола. Судьба однажды дала Курту шанс: у Кобейна родилась дочь Фрэнсис. Она появилась из мыльной пены вслед за плясками микки-маусов. Но вырваться из сильных объятий Драга (Сергей Астахов) музыкант так и не смог. В 1994-м лидер группы "Нирвана" покончил с собой. Однако Грымов предлагает нам другую версию: Кобейн вовсе не умер, а попросту уехал в Орегон.
Важным Грымов считает "делать спектакли не только для фанатов Чехова и Достоевского, но и для всех остальных". Все остальные должны довольствоваться историей жизни Курта Кобейна - бунтаря, рок-н-ролльщика и вообще больного человека. Современный театр по Грымову должен быть для всех, язык - понятен каждому. Значит, массе? Спектакль не для интеллектуальной элиты и не для заядлых театралов, а для тех, до кого легче достучаться. Режиссер Грымов, уважающий Театр Петра Фоменко, четко выбирает своего зрителя. Но его цель благородна, ведь "Нирвана" - "антинаркотическая акция на понятном каждому языке, где существуют мобильные телефоны, рок и гранж, интернет...".