ЮБИЛЕЙ КОЛЬСКИХ СААМОВ
На Севере, где большую часть года земля покрыта снегом, человеческому глазу просто необходима игра красок. Декоративно-прикладное искусство саамов... "Воац" - рукавицы, "каньги" - сапоги, "китткэмь" - колыбель, "шамшура" - женский головной убор... Все из оленьего меха и кожи, из дерева и бересты, цветного сукна, шитого бисером. Красота! В Мурманском областном краеведческом музее работает выставка "Ассоциации кольских саамов - 15 лет". Она приурочена ко Дню национального единства саамов Финляндии, Швеции, Норвегии и России.<br>
КАКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ РУЧКИ!
Искусство саамов, "искусство, рожденное на снегу" (ибо полукочевой быт лопарей определил круг необходимых им вещей), мурманчан уже не удивляет. Один из разделов постоянной экспозиции краеведческого музея посвящен предметам культуры и быта саамов. Да и квартиры северян украшают яркие кусочки сукна - красного, желтого, синего, светящиеся крупинки бисера, искрящийся мех...
Пожалуй, в этой выставке интересно другое: документы и фотографии, иллюстрирующие деятельность Ассоциации кольских саамов. Однако творения саамских умельцев также не остаются без внимания. "Ах, какие творческие ваши ручки!.." - такой отзыв оставил кто-то из восхищенных посетителей.
СААМСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Саамы - коренной народ Кольского полуострова, один из самых малочисленных в России. Всего - 1800 человек. В 50-70-х годах XX века большинство из них утратило родной язык и стало забывать о национальных корнях. В конце 80-х годов аборигены Мурманской области получили возможность свободно общаться с саамами, живущими в Норвегии (их там больше, чем где-либо, - свыше 40 тысяч), а также в Швеции, Финляндии и других странах. Эта интеграция скандинавских и русских саамов, восстановление когда-то разрушенных связей привели к вступлению кольских саамов в Союз саамов, объединяющий саамские общественные организации Финляндии, Швеции, Норвегии и России.
Бессменный президент Ассоциации кольских саамов Нина Афанасьева отмечает, что за последние 15 лет заметно выросло самосознание саамской диаспоры: "Давно ли коренные жители стеснялись даже по праздникам надевать свою традиционную национальную одежду? Мол, выглядим, как ряженые... Молодежь и вовсе старалась скрывать национальность, опасаясь услышать смешки за спиной. А сейчас в большинстве школ изучают культуру саамов".
С 1986 года члены ассоциации проводят в общеобразовательных школах Мурманской области дни и недели саамской культуры. Цель этих мероприятий - дать представление подрастающим северянам, кто такие саамы, куда уходят их корни и в чем особенность их культуры.
Сегодня в ассоциации зарегистрировано 15 отделений. Количество саамов в одном отделении может колебаться от 10 человек, как, например, в Умбе (Терский район) до 800, как в Ловозере.
То, что саамы народ самобытный и талантливый, доказывает не только своеобразное прикладное искусство, но и фантастические, причудливые сказки, народные предания. Сегодня силами ассоциации возрождено 78 произведений саамской литературы.
В настоящее время Ассоциация кольских саамов является наблюдателем в саамском парламентарном совете, который включает саамские парламенты Норвегии, Финляндии, Швеции.
"Это своеобразный рычаг, который помогает решать нам экономические и социальные проблемы, - говорит Нина Елисеевна. - Кроме того, ассоциация входит в состав Международного комитета саамского языка".
На вопрос, почему Международный день национального единства саамов приходится именно на 6 февраля, президент ассоциации ответила, что в этот день в 1917 году в норвежском городе Тронгейме впервые встретились южные и северные саамы. Это стало отправной точкой для объединения.
СМЕКАЛКА - С МОЛОКОМ МАТЕРИ
Открывая выставку, заместитель председателя комитета по культуре Мурманской области Михаил Шевах подчеркнул, что культура саамов уже осознанно воспринимается населением края как часть общероссийской культуры. Между тем сами саамы придерживаются иного мнения.
Преподаватель саамского языка и национальной культуры в Ловозерском профессиональном училище, саамка по национальности, Валентина Саванова считает саамскую культуру чем-то самобытным:
- То, что дает саамская культура, конечно, может быть познаваемо русским или каким-либо другим народом. Но полностью понять ее можно только через корни, передавая из поколения в поколение. Например, у учеников, имеющих в предках саамов, саамская культура проявляется при малейшем соприкосновении с ней. Если в роду нет саамов, то требуется очень долгий процесс обучения.
- А на языковом уровне это как-нибудь проявляется?
- То же и с языком. Если у ребенка в семье звучал язык, то он начинает говорить достаточно скоро. Если нет, даже долгая работа не гарантирует чистого произношения. Кстати, наша культура особенная еще и потому, что в ее языке есть слова, которые требуют очень широкого перевода. То есть саамский язык очень емкий. Например, саамское слово "ойя" в переводе на русский означает "круги на воде, которые расходятся от брошенного камня".
- Значит, вступить в Ассоциацию кольских саамов - это вовсе не значит стать частью коренного народа...
- Не нужно забывать, что ассоциация - это общественная организация, куда может вступить как саам по национальности, так и человек другой народности, который духовно близок с нами. Но саамская культура - передается с молоком матери.
- Какая черта характера присуща саамам?
- Саамы - хитрые, они берут смекалкой...