ПОЛУДЕННАЯ СТРАСТНОСТЬ СИБИРЯКОВ
Российские симфонические оркестры живут трудно, за исключением двух, которым президент дал грант (в связи с чем участники этих коллективов шутливо именуются "Дети капитана Гранта" в отличие от остальных, коих называют "Сыновья лейтенанта Шмидта"; и еще острят: "У нас есть оркестры симфонические и симфонищенские"). Оркестр Новосибирской филармонии гранта не получил, но все же власти области позаботились о его относительно приличном обеспечении. Нынешний приезд коллектива финансировали не олигархи (интерес которых, как известно, направлен на другое: футбольные команды и яйца Фаберже), сделал это местный губернатор.<br>
И поступил правильно, ибо воистину вдохновенное музицирование, которое продемонстрировали сибиряки, обернулось праздником для заполнивших зал питерских меломанов. И тот настоящий, безо всяких скидок, успех, который артисты имели в зале, почитаемом как святыня отечественного искусства, для них окажется радостным стимулом на будущие времена.
Итальянская симфония Мендельсона началась так, словно бы она уже где-то, скрытая от присутствующих, звучала, а тут вдруг распахнули двери и звуки хлынули в зал. Не было ни единой секунды разбега, раскачки, притирки: точный темп, хороший баланс отдельных инструментальных групп, стройный ритм - все это возникло сразу же. И каждый почувствовал себя легким, бестелесным, словно птица, стремительно скользящая по воздушным волнам. Потом, когда набегают тучи и атмосфера драматизируется, и в следующих частях, шествии пилигримов и сцене сельского быта, внутренняя целеустремленность, движение вперед и вперед не прерываются. В финале, знаменитой сальтарелле, это движение становится порывистым, вихревым, а в бурной оживленности карнавала слышится какая-то роковая тревога. Живая эмоциональность этой интерпретации сочеталась с классической строгостью и стройностью.
Отчего так хорошо играют новосибирцы? Просто любят музыку или дирижер у них очень хороший? И то и другое. Музыку российские исполнители (и слушатели тоже!) никогда не воспринимают как развлечение, как атрибут комфорта. Она для них жизненная необходимость, подобно воздуху и пище. Что же касается дирижера Арнольда Каца, то его судьба зачинателя симфонической культуры на востоке страны стала уже легендой. Около полувека назад он создал этот оркестр и, бессменно его возглавляя, ведет по пути совершенствования. Ныне, вступив в пору высшей мудрости, он, как никогда прежде, сосредоточен и сдержан в движениях, вызывая в памяти облик великого маэстро - царствовавшего на петербургской эстраде тоже в течение полустолетия Евгения Мравинского. В превосходном исполнении "Болеро" Равеля дирижерская манера Каца особенно впечатляла: среди бушующей звуковой стихии он возвышался, невозмутимый и величественный, и лишь острый взгляд, движение пальца выдавали то внутреннее напряжение, которого он был преисполнен.
Солистом вечера был скрипач Михаил Симонян, уроженец Новосибирска, там получивший первоначальное профессиональное образование, а нынче завершающий учебу в США. Редко нынче исполняемый Концерт Хачатуряна - это пиршество нежных, знойных мелодий и острых ритмов - прозвучал у него с большой впечатляющей силой. Молодой артист по праву разделил с оркестром и его руководителем огромный успех.