АФИШИ ОДНОГО ГОРОДА

Искусство, как известно, явление не только духовно-эстетическое, но и, как теперь принято говорить, продукт. То есть предмет купли-продажи. И первый, кто нам об этом сообщал испокон веков, - афиша. Афишные тумбы, афишные стенды, доски или просто стены домов, на которые наклеивались плакаты с зазывной информацией, существовали все 300 лет истории нашего города.<br>

В строгие советские времена афиша подвергалась суровой цензуре. Выверялась каждая буква и запятая. Без ответственных подписей и печатей ни одну афишу расклеить было нельзя. Зато сами афиши нередко превращались в графические шедевры. Их делали хорошие, а иногда просто выдающиеся художники и относились к этому серьезно, поскольку понимали, что кроме торгово-информационной у афиши есть еще и художественная функция, что театральный плакат - своеобразное лицо города. Как самый яркий пример достаточно вспомнить изысканные, остроумные афиши Николая Акимова. Или его же насмешливую заглавную букву К в слове "Комедия", ставшую эмблемой акимовского театра и до сих пор украшающую знаменитое здание магазина братьев Елисеевых. У каждого театра был свой цвет, своя графика. Темно-синюю афишу БДТ с профилем Горького невозможно было спутать с ярко-желтым колером Театра имени Ленсовета, а афиши Концертного зала у Финляндского со строгим, классическим обликом плакатов Большого зала Филармонии. Потом в начале перестроечной поры все как будто бы остановилось. Глядя на афишные щиты и тумбы, можно было подумать, что театрально-концертная жизнь в городе вообще прекратилась. Помню щиты, просто заклеенные чистыми листами бумаги, - искусство выбросило белые флаги, афиши печатать стало не на что. Однако в конце 90-х, после всех экономических передряг, афиши появились вновь, но постепенно стали менять свой облик, стараясь чутко уловить потребности рынка. А рынок совершенно распоясался и начал диктовать свои условия в ультимативной форме. В результате картина и в прямом, и в переносном смысле получилась не слишком приглядной. Попробуйте найти нынче в городе афиши БДТ или Большого зала Филармонии. Вряд ли вам повезет, они появляются крайне редко. Видимо, для этих прославленных залов афиши стали роскошью. А что же теперь расклеивается на щитах? Конечно, шоу-бизнес, эстрада, "попса". Что ж, массовое искусство потому и массовое, что десятки тысяч людей к нему стремятся, и они имеют право и должны получать информацию о том, что, где и когда. Но взгляните на нынешние афиши эстрадных и рок-концертов. Какая там графика, какие изыски - об этом вообще нет речи. Два главных принципа: цвет поярче, изображение побольше. Главное забить соседей. Головы, головы, головы эстрадных див и героев антрепризных спектаклей во весь размер афиши. Нет, стандартных размеров оказывается мало. Появились афиши величиной с целый щит. Кто больше, кто пестрее, чьи краски ядовитее? Спору нет, эстрада - искусство грубое, простонародное, площадное, и зазывать, стало быть, на него можно такими вот брутальными способами. Так-то оно так, только вот есть законы физики и зрительного восприятия. Нынешние афиши орут, надрываются, хватают прохожего за рукав, а он бежит мимо и в упор их не видит, потому что глаз отказывается воспринимать этот пестрый, аляповатый поток. О лице города, о петербургском стиле тут и говорить не приходится. Наши уличные афишные щиты выглядят крайне провинциально и безвкусно.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.