ХУДОЖНИКИ ПО МЕТАЛЛУ
Из металла можно сделать все что угодно: светильники, газонные и балконные ограждения, оконные решетки, фигурки Суворова и Николая II, предметы каминного набора и даже кровати. "Африка" Андрея Яковишина была, пожалуй, самым необычным экспонатом выставки "Ночь накануне Рождества", организованной Центральным выставочным залом "Манеж" и Гильдией кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и России. Переплетения металла и джута на спинках кровати по замыслу автора должны передавать всю сложность отношений между мужчиной и женщиной. Уникальность этого и других экспонатов выставки в том, что они, являясь произведениями искусства, одновременно могут стать частью даже самого современного интерьера. Потому что металл вечен и актуален всегда.<br>
Не только мастерство ручной ковки, но и живопись на стекле демонстрировали нам участники выставки. Живопись стеклом и на стекле, а попросту витраж, являющаяся синтезом изобразительного и прикладного искусства, архитектуры и стеклоделия, сейчас играет активную роль в интерьере. Однако работу с чисто религиозным сюжетом С. Хвалова "Лик Нерукотворный" как-то трудно представить вне стен церкви.
Художники и специалисты по художественной обработке металла удивляют не только своим творчеством, жизненной философией, но и талантом художественного слова. "Металл ощутил прикосновение. Эмаль, обретая смысл и свободу, опустилась с кисти и легла на плоскость металла, движимая чувством и рукой художника. Безумный жар печи превратит это в более чем цвет". Так красиво описала начальный процесс создания произведений с использованием металла и эмали художник Ольга Лысенкова.
Известный эмальер, выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии Ольга Лысенкова еще и мама двоих детей. "Ангел для сына" - такое название носит работа из холодного металла с применением эмали и золота. "У каждого ребенка есть ангел. И мне хотелось запечатлеть момент, когда ангел прилетает к моему сыну", - рассказывает Лысенкова. В реальном пейзаже, который открывается из окон ее дома на Литейном, среди крыш петербургских домов она увидела мифическое существо, "легкая сущность" которого призывала "воспарить", оторваться от мирских забот. Для этой работы автором было сделано как минимум десять обжигов. Золото быстро сгорает, поэтому драгоценный металл добавляется на заключительном этапе. Золотая графика на голубом фоне выглядит выразительно: лица мальчика, несколько удивленного, полного чистоты и одухотворенности, нежно, так может только мама, касается ангел.
Эмальер Лысенкова сейчас много работает в "экологическом стиле" - так для себя художница называет работы, выполненные с использованием дерева и на сюжеты, связанные с водой. В работах "Купальщица" и "Русалка" наряду с холодным металлом Лысенкова использует бывшие в употреблении деревянные предметы: "Дерево, которое плавало в воде, деревянная скамья или дверца шкафа, к которой прикасалась рука человека, сохранившее тепло его рук, в моих работах обретает новую жизнь".