ЮРИЙ ОВСЯНКО: Я СЧАСТЛИВ ПРОШЛЫМ, МЕНЯ ТУДА ТЯНЕТ ПОСТОЯННО...
Он приходит на спектакль задолго до официальной явки. Ему необходимо настроиться. Не может репетировать в той одежде, в которой шел по улице. Обязательно должен переодеться. Продолжает относиться к театру с трепетом. Нынче это немодно, но его так учили несколько десятилетий назад...<br>
- Вы на сцене скоро уже 40 лет?..
- Да. Окончил студию ТЮЗа, потом был Театр имени Комиссаржевской, из которого я ушел в ансамбль "Белые ночи" - пел, танцевал, вел театрализованную программу. Проработал там три года, но понял, что погибаю там, как актер. Как раз в это время Владимир Малыщицкий открывал свой Молодежный театр. Он позвонил мне, позвал и я тут же подал заявление об уходе, бросив по тем временам большие деньги ради копеечной зарплаты артиста Молодежного театра. Потом в этот театр главным режиссером пришел легендарный Ефим Падве. Работать с ним было мучительно интересно. Помню, как трудились над пьесой Дударева "Вечер". Я во время репетиций выходил в Измайловский сад, подходил к дереву, стоял и плакал... Но зато какое было счастье, когда спектакль получился!..
Потом Падве ушел из Молодежного театра, и я тоже ушел. Снова в Комиссаржевку. Работал с Агамирзяном. Мне везло на хороших режиссеров. Я был рад, когда в этот театр пришел Владислав Пази, с которым мы были знакомы с юности, со времен детской студии - театра имени лучшего пионера всех времен и народов Павлика Морозова, который помещался в Смольнинском доме пионеров. Сыграл у Пази в "Даме с камелиями", "Игроке", "Самоубийстве влюбленных...". После чего он ушел в Театр Ленсовета. Мне не хотелось с ним расставаться, и я его спросил: "Возьмешь с собой?" Он взял. Хотя по Комиссаржевке немного скучаю до сих пор, как по первой девушке.
- А ностальгия по "тем" временам есть?
- Да, я счастлив прошлым. Меня постоянно туда тянет. Даже когда делаю утреннюю пробежку, ноги сами направляются по старым адресам: Кикины палаты, где находился Театр имени Павлика Морозова, места, где жили друзья и партнеры, некоторых из них уже нет на свете.
С упоением вспоминаю трудные годы учебы в студии ТЮЗа, где моим педагогом был Зиновий Корогодский. Ему тогда было всего 35 лет. Он был горяч, а мы были его первым курсом. Поэтому он был жестким, временами даже жестоким педагогом. Держал нас в ежовых рукавицах. Теперь понимаю, что он был прав. Театр требует жесткой дисциплины. Зато он давал профессию. Учил, как провести эту сложнейшую работу от первой репетиции до выпуска спектакля. Как поддерживать рабочее настроение, как помогать партнеру. Наша профессия вбирает в себя много человеческих качеств, и этим качествам он нас учил. Мне кажется, что такая скрупулезная, глубокая педагогика сейчас утрачена и нынешние молодые актеры прагматичны. Принимают выход на сцену как должное. Таинство профессии из театра ушло...
- Это у вас не возрастное ворчание?
- Все время об этом думаю. Не наговариваю ли на молодых? Нет, кажется, стараюсь быть объективным. Просто произошедшие перемены, сегодняшний темп не могли не коснуться молодых и самих основ нашей профессии. Условия такие. Делаются деньги. Появляется сериал, молодой актер мелькнул пару раз - и уже звезда...
- Разве это плохо - популярность, деньги? Разве ваше молодое житье на 80 рублей в месяц - это нормально?
- Не знаю. У меня нет определенного ответа. Мы и во сне не могли этого увидеть - взять слетать в Америку - а для них это не вопрос. Сняться для какого-нибудь глянцевого журнала, рекламируя часы, и получить за это большие деньги - не вопрос. Сыграть Гамлета - тоже не проблема. Не могу осуждать, только понимаю, что это уже не мое время. Они для меня что-то таинственное и далекое, как инопланетяне. Как мне понять молодого актера, не буду его называть, отказавшегося от роли, из-за которой в мое время была бы драка. А он легко отдал эту роль, потому что у него горел какой-то там сериал. Я помню, что делалось с покойным Володей Особиком, когда он получил роль царя Федора, как он трепетал.
Вот такие ценности - для меня истинные ценности. А не то, сколько иномарок за год поменял этот артист.
Смешно, свой первый автомобиль - "Запорожец" с ручным управлением - я купил у инвалида и считался тогда крутым.
Да нет, это не плохо и не хорошо - материальные блага. Это, повторяю, условия жизни. Рад, что увидел. А вот то, что современная жизнь стала, как кто-то правильно сказал, клиповой, - печально. Тоскую по тому, как мы когда-то работали. Я на репетициях часто лучше играл, чем на спектаклях. Мне всегда был интересен процесс. Сейчас работают быстро и в основном на результат. Про кино вообще не говорю. Там редко видишь сегодня роль-откровение. Все больше выхолощенная мелкая правденка. Тогда я вспоминаю тот громадный заряд, который несли Симонов, Смоктуновский, Ульянов...
В нынешних актерах меня удивляет смелость, и не только у молодых. Если платят, готовы сыграть все что угодно: эпизод или Гамлета - безразлично. А я перечитываю дневники Козинцева: он к Гамлету, к Лиру готовился годами! Дело в том, что в нашей профессии все очень субъективно - нравится-не нравится. В балете балерина либо сделала 32 фуэте, либо не сделала, бас взял или не взял ноту. А в драме все как-то неопределенно. Знаю, что мне дано было больше, чем я сумел реализовать. Хотя были звездные часы. Например, хорошая роль в телеспектакле по "Последним" Горького. Какие сказочные у меня там были партнеры: Симонов, Попова, Стржельчик... Я тогда этого не ценил, принимал, как должное. Сейчас от одного воспоминания об этом у меня голова кружится... а как работали... Мама родная! Какую теперь у меня вызывает это ностальгическую радость и боль...