ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ПОЛИТИК И ДРАМАТУРГ
Вацлав Гавел был потомком богатейшего чешского предпринимательского рода, то есть человеком самого непопулярного с коммунистической точки зрения происхождения. В 60-е годы он был одним из самых известных представителей неофициальной культуры, почти символом чешской политической реформы. "Бархатная революция" 1989 года подняла Гавела на пост сперва чехословацкого, а затем чешского президента. Гавел продержался на своем посту дольше всех остальных восточноевропейских президентов.<br>
ОСНОВА ДЛЯ ВЗЛЕТА
Вацлав Гавел родился 5 октября 1936 года в одной из самых известных пражских семей. Основу для взлета заложил еще дедушка Гавела по отцовской линии. Он построил пражскую Люцерну и основал кинокомпанию "Люцернафильм". Дядя Вацлава Гавела развивал кинематографическое направление семейного бизнеса: построил киностудию "Баррандов", возобновил и возглавил деятельность кинокомпании "Люцернафильм", которая во время войны была практически единственным производителем чешских фильмов. Дед Гавела по материнской линии, Гуго Вавречка, был редактором "Народной газеты", был послом в Венгрии и Австрии, в 1938 году занимал пост министра пропаганды. От него к Гавелу перешли литературные и дипломатические таланты. Закончив в 1954 году гимназию, Вацлав сдает экзамены в Академию кино и музыкального искусства, но неуспешно. Зато его принимают в Чешское высшее техническое училище. Пройдет еще много лет, прежде чем он станет символом Чехии. И станет последовательно главой трех государств - Чехословацкой Социалистической Республики, посткоммунистической Чехословакии и независимой Чехии - по сей день остается лидером движения против авторитарного режима, видным интеллектуалом и любимым драматургом.
ПРЕЗИДЕНТ ВО ВЛАСТИ ТЕАТРА
В нашем же сознании имя Вацлава Гавела меньше всего ассоциируется с театром. Но его называли драматургом нового поколения 60-х. Именно его творчество дало почву для развития "театра малых форм" (театры "На Забрадли", "Семафор" и многие др.). Премьера его пьесы "Садовое празднество" состоялась в декабре 1963 года. На родине Гавела ее почти сразу запретили, зато с удовольствием ставили за границей: в городах Германии, Швейцарии, в Вене, Загребе, Любляне, Париже. В России одноактная пьеса Гавела "За вашу и нашу Свободу" была впервые поставлена в театре Александра Филипенко "Моно-Дуэт-Трио". В Петербурге же совсем недавно в рамках "Театральной осени" в Театре Сатиры на Васильевском была показана "Аудиенция" чешского драматурга с участием актеров театра. На выставке "Театр Вацлава Гавела", открывшейся в холле театра, можно увидеть фотографии, программки, документы, рассказывающие о творческой жизни Вацлава Гавела, которого мы больше знаем по политической деятельности.
ГАВЕЛ А-ЛЯ ВАНЕК
Особой популярностью всегда пользовались его одноактные пьесы, так называемый "Ванековский триптих", куда вошел юмористический этюд "Аудиенция", одноактная пьеса "Вернисаж" и "Протест". В Чехословакии пьесы Вацлава Гавела можно было найти в самиздате. В СССР запрещенного драматурга не издавали и не переводили. В одном из номеров журнала "Зарубежная литература" за 1990 год впервые сразу появилась критическая статья об одноактных пьесах Вацлава Гавела. Узкому кругу читателей стала доступна и одна из пьес триптиха. Пьеса "Протест" была написана Гавелом под впечатлением от дней, проведенных в тюрьме. Впервые он попадает в камеру предварительного заключения в конце 1976 года в связи с текстом петиции "Хартия 77", которую он вместе с несколькими писателями и подпольными деятелями подготовил и разослал. В октябре 1977 года по обвинению в "покушении на интересы республики за рубежом" Гавела осуждают на 14 месяцев тюрьмы. В общей сложности он проведет около 5 лет за тюремной решеткой.
"Ванековский триптих" получил свое название по имени главного героя. В "Протесте" он - тактичный, стеснительный Ванек, борец за права человека, своим присутствием заставляющий людей проявлять себя. Гавел выступает против системы, передоверив свои мысли Ванеку, заставляет задуматься над изображением и ощутить тем самым очищение от скверны зла и абсурда ситуации. Гавел стремится "пронести через сегодняшнее болото остатки нравственности". Его воспоминания о прошлом приобретают необычную стилистическую, графическую форму. "Знаете, то время порой кажется мне каким-то чудным сном... Сколько было интересных премьер вернисажей... докладов... встреч... Бесконечные споры об искусстве... А сколько энергии... надежд... планов... затей... идей! ...А винные погребки... И в каждом полно друзей... Лихие попойки, сумасбродства... А девчонки, такие веселые... Сколько их вокруг нас вертелось!.. И сколько при этом мы еще успевали сделать!.. Да, такое уже никогда не вернется!.. А сейчас? Кругом сгорбленные спины! И всюду эгоизм, коррупция, страх. Что из нас, дорогой мой, сделали? Неужели это все еще мы?" В его пьесах живут не только те, кому важнее остаться в ладах с совестью, но и те, кто променял это на благополучие и сотрудничество с официальной тоталитарной системой.
Его пьесы 1970-1980-х годов ставились и продолжают ставиться во многих странах мира. В той жизни было слишком много парадоксов и коллизий, интерпретация которых современным театром дает богатую почву для размышлений.
Его пьесы в форме озорной пародии, искусство намеренной недосказанности, которая активизирует мысль читателя, создавая дополнительный простор для ассоциаций и прочтения метафор, кажутся вполне подходящими для театральной постановки. Но иногда Гавел кажется чересчур прямолинейным, часто его повторы и недосказанность приводят нас в недоумение. Но, без сомнения, время драматурга Вацлава Гавела в России еще придет, ведь темы, которые он раскрывает, вечны. "Хочу я этого или не хочу, но в мои драмы все время возвращается, почти назойливо и, конечно же, неслучайно, а рождаясь из самого существа тех аспектов бытия, которые избрали меня своим толкователем и выразителем, одна основная тема - тема идентичности человека, тождественности человека самому себе".