ПИРАТЫ XXI ВЕКА
"Дешевый" и "качественный" - несовместимые понятия. Бесплатный сыр - только в мышеловке. То, что чаще всего показывают по телевизору, - не обязательно самое лучшее. Прописные истины, но раз за разом люди наступают на одни и те же грабли: давятся безвкусными продуктами, плачут над скоропостижно, на второй день умершими телевизорами и магнитофонами, терпят хамское отношение со стороны чиновников, которых сами же и выбирали. И все равно идут в магазин и на выборы, и покупают, и выбирают. Потому что дешево. Потому что по телевизору сказали. А государственные мужи и предприниматели с ужасом взирают на семи-восьмизначные цифры, которыми выражаются недополученные деньги.<br>
Подделывают все: водку, сигареты, продукты питания, электронную технику, бытовую химию, косметику, лекарства... Проще перечислить, что не подделывают. Способы "впаривания" подделок потребителю многообразны: от элементарной мимикрии под известные брэнды до не менее элементарной игры на великой русской надежде получить всего много, качественно и бесплатно. И хотя магнитофонам фирмы Ponassonik и кроссовкам Rebooc столько же лет, сколько "челночному" бизнесу нашей страны, а объявления на дверях офисов "Здесь убивают коммивояжеров" стали привычным, никого, даже самих коммивояжеров, не смущающим явлением, люди упорно покупают "по дешевке" подделки ужасающего качества. Просто не посмотрев внимательно на логотип или польстившись на дополнительный "подарок", чье качество еще хуже.
ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЗАКОН?
Законы, которые, по идее, должны остановить пиратский разгул, есть, но они либо неэффективны, либо не работают. В чем же дело? А дело в том, что любой закон - это прямое ограничение определенных свобод для определенных граждан. И согласитесь, что по доброй воле никто себя лишний раз ограничивать не станет. Заставить человека в чем-либо себя ограничить можно тремя способами: первый - убедить его, привести веские обоснования, наглядно разъяснить последствия невыполнения данного закона; второй - поставить человека в такие условия, при которых нарушение закона очевидно пойдет ему во вред, а соблюдение на пользу; третий - заставить силой. Очевидно, что самый эффективный способ - второй, так как и в первом и в третьем способах все-таки присутствуют элементы определенного насилия - психологического - в виде навязывания чужого мнения в первом и просто грубого физического - в третьем.
Подойдите к любой станции метрополитена, и среди ларьков, палаток и павильончиков вы всегда найдете один или несколько торгующих аудио-, видеокассетами и компьютерными дисками. Думаю, ни для кого не секрет, что часть этих кассет и дисков контрафактная, "пиратская". Налицо очевидное нарушение закона. Давайте поставим себя на место государства и попытаемся "противостоять" нарушению. Будем убеждать торговца, что продавать нелицензионную продукцию плохо, что, помогая пиратам, он снижает доходы легальных студий звукозаписи, киностудий, фирм, производящих компьютерные программы, которые, в свою очередь, платят меньше налогов, меньше денег своим работникам (которые тоже платят меньший налог с зарплаты), а значит, хуже будут дороги, реже будет ходить общественный транспорт, больше будут очереди в поликлиники и меньше пенсии у пенсионеров?
Продавец контрафакта с этим, возможно, согласится. А вам придется согласиться с тем, что у него дома двое детей, которых надо кормить и одевать, старенькая мама, которую надо лечить, и даже если он сейчас совершит подвиг и уволится, то на его место завтра тут же встанет другой, менее "сознательный". Попытаемся поставить его в условия, когда "нарушил - тебе же хуже будет"? Хорошо бы, только как это сделать? Заставить прикрыть торговлю силой, то есть вызвать работников милиции? Сколько у нас в городе станций метрополитена? А сколько вокруг них ларьков? А сколькие из этих ларьков торгуют подделками, нелицензионными товарами? Это если не брать в расчет стихийные рынки коробейников, возникающие то у одной, то у другой станции. Кроме того, ларьки, палатки и магазины существуют не только возле метро. В этом случае вся милиция должна будет заниматься исключительно борьбой с контрафактом, а у нее есть еще кое-какие обязанности кроме этого. Обращения к покупателям и PR-акции тоже не дают результата. Можно предугадать реакцию человека, зарабатывающего в среднем 200 долларов в месяц, на предложение купить программу за 400 или выслушивающего рыдания "бедного" владельца звукозаписывающей студии, который теряет на пиратах по несколько тысяч долларов в месяц.
КАК ВЫПОЛНИТЬ ОБРЕЗАНИЕ
Или вот еще наглядный пример - рынок компьютерных игр. Всего лишь несколько лет назад он был на 100 процентов пиратским. Но производители компьютерных игр, умело применив "второй способ воздействия", добились примерного соотношения лицензионных и пиратских игр на лотках и магазинах города 50 на 50. А рецепт прост: отказ от продажи игр в так называемых "коробочных" версиях, распространенных на Западе, стоивших под сотню долларов, а то и больше. Вместо этого у нас действует практика продажи игры в простенькой дешевой пластиковой коробочке с минимальным полиграфическим оформлением. Плюс производители игр установили достаточно мягкую ценовую политику для России. В итоге стоимость одного лицензионного диска с "игрушкой" в Петербурге равна 90-120 рублей, пиратского - 65-70.
Но покупая лицензионный диск, человек получает игру на русском языке и, значит, будет избавлен от необходимости опытным путем выяснять, что "ядрить налево" - это значит выстрелить ядром из пушки в левую сторону, а пункт "Обрезание" - это всего лишь возможность уменьшить изображение на экране. Она будет озвучена профессиональными актерами, а не гнусавым голосом студента Васи. Эта игра будет работать корректно, потому что фирма, занимающаяся русификацией, получает от разработчика полное техническое описание игры и меняет ее так, чтобы ничего не испортить, а не постигает все это методом "научного тыка" с непредсказуемыми последствиями.
Ну и ко всему прочему обладатель легального диска получает различные мелкие "призы": доступ к игровым серверам в интернете, к скрытым разделам интернет-сайта компании - производителя игры, где размещена эксклюзивная информация, скидку при покупке следующего диска и т. п. Стоит все это 30 рублей? Осталось использовать оставшиеся правила - и рынок игрового программного обеспечения в нашей стране может стать почти полностью легальным.
ВИДЕО С МАЛОЙ АРНАУТСКОЙ
Нечто подобное происходит и на рынке видеокассет, где легальные производители успешно конкурируют с пиратами, постепенно вытесняя их. А вот с модным нынче DVD все достаточно печально. Этому есть причина - ценовой разрыв между лицензионным и пиратским диском огромен. Нелицензионный диск стоит 100-150 рублей, а лицензионный... 800-1000! При таких ценовых условиях никакими силами "подвинуть" пиратов невозможно.
Еще сложнее ситуация с аудиовидеотехникой. Ни для кого не секрет, что почти всю технику известных японских, голландских, корейских фирм делают на заводах в Китае. Ситуация складывается примерно такая: днем завод выпускает магнитофоны с логотипом уважаемой японской фирмы. А ночью там, на тех же производственных линия и из тех же деталей делают почти точно такие же магнитофоны, но ставить на них логотипы японской фирмы уже нельзя. И их благополучно маркируют логотипом фирмы "Вонг Лянь". Качество таких магнитофонов, понятное дело, мало чем отличается от "оригинальных японских", а цена у них намного ниже, ведь ни на рекламу, ни на поддержание сети сервисных центров денег не затрачивается. И на этой почве продавцам контрафакта есть где разгуляться. Ведь человек, купивший магнитофон неизвестной фирмы, будет доволен его качеством и наверняка порекомендует поступить так же своим знакомым. И им в свою очередь будет достаточно легко продать подделку, спаянную "на коленке" в каком-нибудь сарае в китайской деревушке.
ЧИТАЙТЕ ЭТИКЕТКИ!
С подделкой продуктов питания ситуация в России поспокойней. И это понятно, речь здесь идет о здоровье людей, и большинство крупных магазинов достаточно жестко контролируют качество продаваемых продуктов. И производятся эти продукты обычно не в Китае, а в России, что позволяет продавцам закупать их непосредственно у производителя. Которому совершенно не нужны рекламации и потеря спроса на товар из-за его плохого качества. Но тут вступает в силу специфика российского бизнеса, во многом все еще "дикого". Патентное законодательство в России только становится на ноги. Продавец продуктов всего лишь гарантирует, что проданный им товар не нанесет вреда здоровью человека, а вовсе не то, что он окажется вкусным. Тем более что о вкусах не спорят.
Вот и приходится видеть иногда на улице удивленные глаза петербуржца, купившего любимое мороженое "Сахарная трубочка в шоколаде" и обнаружившего, что трубочка какая-то "не сахарная", и "шоколад" в родстве не с какао-бобами, а с бензином, и на упаковке, кстати, очень похожей на оригинальную, написано, что сделано это мороженное не в Петербурге, а где-то на необъятных просторах нашей родины. Запатентовать название "Сахарная трубочка", оставшееся с советских времен, сложно, так же как названия "Ситро" или "Пломбир". Правда, в отношении продуктов петербуржцы, наученные горьким опытом, становятся все более внимательными. Никого уже не удивит, если покупатель в магазине придирчиво изучит упаковку товара, прежде чем его купить, или поинтересуется у продавца о производителе.
Вот и получается, что подделки люди покупают по трем причинам: по невнимательности, из-за беззастенчивого рекламного обмана и потому что по-другому - никак. Пока русский человек, со свистом пролетая по магазину, хватает с полок что ни попадя, не утруждая себя разглядыванием этикеток, пока он верит всему, что говорят с экрана телевизора, не утруждая себя необходимостью вспомнить, что телестудия не несет ответственности за корректность информации, предоставляемой рекламодателем, пока стоимость просмотра фильма с любимым актером будет равна его трехмесячной зарплате, то есть пока будет спрос, - пираты будут жить.