РАЗОЖГИ У РАБА БОЖЬЕГО СЕРДЦЕ
В религии одним из первых актов творения мира является отделение света от тьмы. Свет делает пространство видимым, а значит, по поверью, существующим в этом мире. Что нельзя увидеть, того и нет. Неразрывная связь между сотворением мира, огнем и светом в мировоззрении многих народов предметно воплощена в бытовых светильниках.<br>
Святцы, фонари, подсвечники, лампы - более 300 осветительных приборов, бытовавших на Русском Севере, в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке, - все, что издревле использовалось для освещения дома, представлено в Российском этнографическом музее на выставке, которая проходит в рамках международного фестиваля "Эволюция интерьера". Все предметы, сделанные из разных природных материалов - дерева, глины, металла, - объединяет то, что для освещения в них используется огонь.
Огонь и свет участвуют в разрешении кризиса, наступающего, когда нарушается граница между "той" и "этой" реальностями - миром сегодняшним и миром предков.
Встречая болезни и смерть, люди "набело" творят новый, совершенный мир, создавая ситуацию хаоса, который предшествует рождению мира. По словам заведующего Русским отделом Российского этнографического музея Дмитрия Баранова, в русских деревнях до сих пор практикуется обряд, связанный с ритуалом воссоздания мира.
В деревне гасятся все огни. Двенадцать женщин - три вдовы, три старые девы, три беременные женщины и три девицы, - сняв верхнюю одежду и распустив волосы, впрягаются в плуг и вспахивают борозду вокруг селения. В руках у них ножи, сковороды, кочерги, топоры. Так символически воссоздается хаос. Женщины кричат, бранятся - и "убивают" первого, кто попадется на пути. Так, по преданию, они побеждают старый и больной мир. Селяне знают об особенностях этого ритуала и на улицу не выходят. Когда деревня оказывается внутри магического круга, мужчины, используя огниво или трение, заново добывают "живой" огонь, от которого снова будут зажжены очаги в домах, свечи и лучины.
Самый архаичный тип светильников - светец, зубья которого держат горящую лучину, - основной источник света в крестьянской избе. Но чтобы осветить дом, нужно заготавливать целую охапку лучин - она очень быстро сгорает. По преданию, лучина - лучший оберег, она имеет "отгонное" значение. Горшки и крынки с пищей закрывали на ночь двумя лучинами крест-накрест, а то домовой нашлет болезни, порчу, и утром нельзя будет есть. Но если вы забыли сделать это, то есть верный заговор. Надо взять по прутику из трех веников, которыми пол метешь, связать вместе и отхлестать этот горшок со словами: "Пойдите все прекосы, все призоры в темные леса, в холодные ручьи, под тяжелые камни. Ключ, замок, земля, небо. Аминь".
О божественном происхождении огня из камня говорит легенда: Бог ударил палочкой о камень, полетели искры и "с той поры люди узнали, как добывать огонь из камня". И вы, конечно же, догадаетесь сами, что это сказано об огниве. В сказке как? Герой вызывает духов ударом огнива о кремень, отпугивая разную нечисть и духов, и выходит победителем.
Свеча в мировоззрении многих народов имеет божественное начало. Поэтому в мифотворчестве таинство ее света связывают с рождением и смертью человека. Чтобы роды прошли благополучно, использовали три свечи: запрестольную, кадильную и свечку, которую выносили из церкви во время крестного хода, или только венчальные свечи, но только в том случае, если после свадьбы прошло не менее десяти лет. "Звезды - это свечи, зажженные в чертогах Всевышнего; когда человек умирает, то падает и звезда", - говорится в старинных преданиях.
Но ученых-этнографов интересует не действие заговора, сбудется оно или нет, а как сказания предков и их обычаи влияют на поведение человека и его представление об окружающем мире. В культуре сохраняется только то, что помогает выживанию этноса, ничего избыточного нет.
Нет ничего лишнего и в экспозиции, она очень камерная, домашняя. Не так уж много можно назвать предметов домашнего освещения: подсвечники, фонари, светильники-сапожки, керосиновые лампы.
Предметы русского и украинского быта декоративны: керамика покрыта глазурью, по дереву вырезан узор. А по орнаменту тонкой чеканки сразу можно отличить азиатские светильники.
Орнамент - след деятельности человека, знак культуры и способ оживления вещи. Например, в деревне считалось, что прялка не будет прясть, если ее не украсить узором. Горшки в эпоху неолита орнаментировались изнутри, на невидимых стенках. Рукотворный узор являлся для нечисти знаком того, что территория находится "под контролем" человека. Чем сложнее была работа, тем большими возможностями обладал оберег. Мир нуждается в защите от потусторонних сил, и именно светильники становились оберегами, "очеловечивались" с помощью орнамента.