ВЫ СНОВА ЗДЕСЬ, ИЗМЕНЧИВЫЕ ТЕНИ...
В Доме кино состоялся премьерный просмотр нового фильма Ирины Евтеевой "Петербург".<br>
Сегодня Ирина - несомненный лидер и уважаемый авторитет в мире отечественной анимации. Ее имя известно и за пределами страны. У всех еще на памяти триумф в Венеции, на кинофестивале, ее короткометражки "Клоун" (его показ предварял премьеру "Петербурга"). Однако в родных пенатах не так часто бывает у публики возможность увидеть то, чем наслаждается фестивальная зарубежная публика. В Доме кино этот недостаток был частично исправлен.
Сидевший рядом со мною коллега никак не мог поверить, что все, что он видит на экране, сделано без вмешательства компьютера и новых высоких технологий. "Не может быть! Не может быть!" - постоянно повторял он, наблюдая сначала за тем, как в фильме Евтеевой старадает и умирает клоун - герой SnowShow, а затем - как разворачивается анимационная петербургская мистерия Ирины. Правда, однако, заключается в том, что знаменитый режиссер рисует каждый кадр сама, своими руками. Работа поэтому, ввиду кропотливости, сложности и тщательности, длится годами. "Петербург", например, был нарисован и снят за пять лет.
Не зная истории возникновения замысла, можно принять фильм Евтеевой как очередную картину к юбилею. Сама режиссер во вступительном слове опровергла сию версию. Честно сказать, сам настрой фильма, его визуальное решение менее всего напоминают желание петь хвалебную и восторженную песнь сему "умышленному" творению рук человеческих. У каждого из нас - свой образ северной столицы. И очень часто восприятие привычных петербургских панорам, перекрестий улиц и проспектов, поворотов и изгибов каналов зависит от твоего настроения, времени дня и времени года, не говоря уже о погоде. Ирина Евтеева не скрывает своей любви к городу, но она увидела его так, как и мог только увидеть его человек с тонкой душой лирика.
Весь фильм пронизывает закадровое чтение Сергеем Дрейденом стихов Андрея Белого. Недаром первоначальным толчком к идее картины послужил его фантасмагорический роман "Петербург". Поэзия буквально льется на плоскость экрана и захлестывает его игрой визуальных ассоциаций, яркими звуковыми акцентами, неожиданными соединениями похождений лирического героя с давно знакомыми персонифицированными образами города. В фильме в качестве полноправных героев участвуют персонажи лучших фильмов нашего кино - от "Стачки" Сергея Эйзенштейна до "Шинели" Алексея Баталова.
Еще со времен пушкинского "Медного всадника" мистическим образом переплетались в русском искусстве на петербургской болотной почве судьбы исторических персон и простых людей. Ирина Евтеева рискнула поселить своего главного, выдуманного, героя среди тех, кто давно и привычно воспринимается нами как миф. Поэтому и оказывается он рядом с Петром Первым и Арбениным. Поэтому мы спокойно сопрягаем в своем восприятии бродящего по Васильевскому острову Акакия Акакиевича и демонического Германна, требующего у старухи открыть тайну трех карт. Это свободное странствие - сквозь время и пространство, когда черно-белый графичный кадр приобретает цвет, ибо он раскрашивается режиссером в теплые тона разноцветия.
Воспринимать "Петербург" Ирины Евтеевой на уровне логики или пытаясь узнать: какой кадр откуда заимствован - бессмысленно. Тем более что в прологе картины участниками ее ленты названы персонажи соответствующих фильмов прошлого. Гораздо интереснее наблюдать за тем, с каким невероятным разнообразием творится на плоскости объемный образ города, где стихийность монтажных ассоциаций борется со строгостью графического замысла. Примерно так же, как Петр Первый боролся с природой, желая сотворить город вопреки и наперекор всему. Следует признать: и режиссеру, и самодержцу это удалось.
После премьеры Ирина рассказала, что существует и другой вариант фильма, где, собственно, и изложена история похождений главного героя в исторических декорациях европейского мегаполиса, каковым был, есть и пребудет Петербург. Наверное, это будет совсем другой "Петербург". Какой? Предугадать трудно. Но и то, что было увидено в представленной версии, поражает соответствием стиля и образов тому, каким возникает в нашем сознании мощный образ всплывающего над водной стихией Петрополя.
Если бы вдруг меня попросили определить жанр нового фильма Ирины Евтеевой, то я бы предложил вспомнить второе заглавие ее "Петербурга" - "Лирическое путешествие героя, навеянное туманами и видениями города". Из него, как из песни, слова не выкинешь.