ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПОЛКОВАЯ...
Мы беседуем с заслуженным артистом России капитаном 2-го ранга Алексеем Карабановым. Повод - международный фестиваль "Адмиралтейская музыка" и очень интересный концерт "Музыка баталий", который состоится сегодня в Большом зале Филармонии.<br>
- Алексей Алексеевич, что такое военная музыка?
- Это музыка, посвященная армии и флоту, музыка, которая обслуживает ритуальную часть военной службы. В старые времена военная музыка носила более утилитарный характер. Под дробь барабана, под военные сигналы, определенные марши войска шли в битву. Управление войсками осуществлялось сигнальным рожком и барабанами. Кстати, в увертюре "1812 год" звучат сигналы, подобные воинским, потому что в ту пору еще управляли войсками с помощью сигналистов и барабанщиков. Старые наши дирижеры рассказывали, что в кавалерийских полках лошади различали 140 сигналов: "галоп", "рысью", "в атаку", "отступать", "наступать", "заходить правым плечом"...
А кроме того, музыка парадов. Парады появились во второй половине ХVII века и продолжались весь ХVIII и ХIХ века. И эта роль военной музыки сохранилась до нынешних времен. Позже к ней прибавилась концертная музыка, которая служит для поднятия духа войск и для гражданской публики, то есть носит более светский характер.
- А теперь расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем концерте.
- Он посвящен 190-летию взятия доблестными русскими войсками города Парижа. В 1814 году произошло это замечательное событие, причем, как говорится, без единого выстрела, благодаря искусству военных музыкантов. Дело в том, что в те времена в каждом полку был оркестр, а в некоторых полках и в каждом батальоне. Париж был блокирован русской армией, и никак не могли начать штурм, поскольку для каждого благородного человека Париж был культурной Меккой, столицей Европы. И вот у ворот Монмартра стал играть один из русских оркестров, причем играл французские мелодии. Его подхватили другие оркестры, и вскоре Париж оказался в кольце звучащих оркестров, играющих французскую музыку. Получилась такая музыкальная блокада. Парижане с радостью открыли ворота - таких музыкальных нашествий у них еще не было. Город сдался без боя. В память этого события вплоть до 1914 года проводились концерты в пользу военных инвалидов. В советское время традиции царской армии были накрепко забыты. И вот теперь мы возрождаем традицию и напоминаем нашим слушателям о том, что вот был такой штурм Парижа силами военной музыки. В библейских анналах есть еще история о городе Иерихоне, когда "иерихонские" трубы звучали под стенами города и от силы звука стены города рухнули. А в реальной истории подобное событие произошло только в 1814 году.
Сама идея такого концерта принадлежит моим друзьям - двум дирижерам. Главному дирижеру эстонских вооруженных сил Пеетеру Саану и финскому дирижеру Тимо Котилайнену. Они придумали концерт под названием "Музыка сражений" и пригласили меня продирижировать увертюрой "1812 год", поскольку хотели, чтобы русской музыкой "командовал" русский дирижер. Сейчас этот проект мы несколько переделали и перенесли в Большой зал Филармонии. Тем более что нашлась подходящая дата. Правда, первое отделение начинается не с наполеоновской музыки, а музыки битв, начиная с битвы Давида с Голиафом. Прозвучит замечательная философская музыка современного американского автора Стефана Мелило "Давид". Затем будет исполнено произведение "Лонели бич" Барнеса - пьеса посвящена высадке союзных войск в Нормандии, в этом году тоже юбилей этой даты: с тех пор минуло 60 лет.
В конце первого отделения прозвучит музыка, посвященная еще одной батальной юбилейной дате. 10 лет со дня операции "Буря в пустыне", когда Ирак захватил Кувейт, а американские войска потом его освобождали. Будет исполнена рапсодия "Огненный вихрь", красивая современная музыка с восточными мотивами американского композитора Булла.
Русская музыка ведь тоже многое взяла у Востока: начиная с Глинки, многие наши композиторы использовали ориентальные мотивы. Вспомним "Шахерезаду" или "Половецкие пляски". Так что наша публика готова к восприятию такой музыки.
А второе отделение будет полностью посвящено наполеоновской эпохе. Сначала публика услышит увертюру для духового оркестра "Битва при Трафальгаре", в которой отразилось знаменитое событие 1805 года, когда британский королевский флот под водительством адмирала Нельсона разгромил объединенную испано-французскую эскадру при мысе Трафальгар. Но радостный момент победы для англичан был омрачен гибелью адмирала Нельсона, павшего в этой битве от пули французского снайпера.
Потом последует увертюра "Свен Дуфва" финского композитора Хедмана. Посвящена она битве шведов и русских за Финляндию в 1811 году. Это небольшая локальная война, происшедшая между наполеоновскими войнами. После этой войны возникло Великое княжество Финляндское, принадлежащее России, а оно, в свою очередь, превратилось в независимую Финляндию.
Надо сказать, что оба эти произведения - и "Битва при Трафальгаре", и "Свен Дуфва" - исполняются в России впервые. "Трафальгаром" будет дирижировать Тимо Котилайнен, финский капитан-лейтенант, а произведение Хедмана представит нам майор эстонских вооруженных сил Пеетер Саан. Под моим управлением прозвучит "1812. Торжественная увертюра" Чайковского. Как видите, таким образом мы как бы реставрируем Российскую империю.
Думаю, что этот концерт не только дань славной дате, но и залог укрепления дружбы с нашими ближайшими соседями. Музыканты всегда идут впереди политиков. Я был первым российским офицером, приглашенным официально вооруженными силами Эстонии с момента обретения независимости. Считаю, что это большая честь.