ДОСТОЙНАЯ БЕДНОСТЬ

На соискание Государственной премии России в области литературы и искусства номинирована программа художественного воспитания и образования Государственного Русского музея. О программе, преподавателях, детях и их родителях рассказывает заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, доктор педагогических наук, профессор кафедры искусствоведения и методики преподавания искусств Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, член Союза художников РФ Борис Андреевич Столяров.<br>

- Борис Андреевич, вы называете условия, в которых существует сейчас Центр музейной педагогики и детского творчества, достойной бедностью? - Прежде всего достойная, потому что мы нашли возможность создать первое образовательное учреждение в стенах музея. Создано оно в 1990 году. Ну а бедность... Сами видите... Первый этаж, где занимаются дети, отремонтирован. А здесь, в этом вот, например, кабинете, где мы с вами находимся, сидел "настоящий полковник" (смеется). Так что после военных тут все еще ремонтировать и ремонтировать... - Сколько лет вы трудитесь в Русском музее? - Закончив 30 лет назад Академию художеств, я все так и работаю. Знаете, у меня как у Дюма: 10 лет спустя, 20 спустя... - Почему здесь решили организовать и реализовать программу детского и юношеского образования и воспитания? - Во-первых, во-вторых и в-десятых... 80 процентов посетителей музея - это дети. Но они пришли, ушли и забыли. А мы хотим, чтобы они сюда возвращались. И входили не как в первый раз. А потом, вне культуры образование невозможно. У нас разработана программа, может быть, немного с громким названием "Россия". Строиться она будет на основе коммуникативных и информационных технологий. У нас есть так называемые "виртуальные" филиалы в Нижнем Новгороде, Саратове. Мы приезжали туда, обменивались опытом... - Если я не ошибаюсь, "Здравствуй, музей" - это как раз та образовательная программа, которая реализуется здесь? И которая номинирована на Государственную премию? - Да, она охватывает возраст от двух с половиной до 18 лет. Действует с начала 90-х годов. В ней 6 разделов. Есть и для самых маленьких, называется "Мы входим в мир музея". Здесь работает 28 студий и кружков. - С малышами трудно? - Иногда забавные ситуации происходят. Приходят они, скажем, в зал "Анны Иоанновны". Им дается задание нарисовать то, что они видят вокруг. Они рисуют. Потом смотришь на это "произведение", а там ничего похожего. Спрашиваем: "А почему ты так нарисовал. Здесь же даже стены другого цвета?" А они отвечают: "Так красивее!" - Тут уж не поспоришь! Представители каких профессий работают в центре? - Педагог, искусствовед, профессиональные художники, композиторы, театральные режиссеры, психолог. - Даже театральный режиссер? - А утренники? Конечно, легче пригласить артистов. Они отыграют. Детям раздадут подарки. Но когда ребята сами переживают, вживаются в ситуацию - это совсем другое... Мы стали проводить здесь дни рождения. Кстати, все учебные программы и курсы мы лицензируем. Первый этаж отдан под художественное творчество. Дальше планируем, что здесь будет хор, театр, детский музей, где можно организовывать выставки именно для детей. Еще создаем педагогический клуб и родительский клуб. - С чего начинался этот центр? - Был кабинет эстетического воспитания. Но находился он в подвале без окошка. За тяжелой дверью с решеткой. Малыши, когда приходили на занятия, заглядывали и говорили: "Страшно!" - Устами младенца... - Ведь во всем мире музеи имеют один статус с образовательными учреждениями. У них вначале дают деньги, а потом создают концепцию. У нас - создал концепцию, а дальше, как и на что хочешь, ее реализуй. Надо встать на уши, чтобы при отсутствии денег сделать занятие интересным. - А занятия ограничиваются только этим центром? - Нет, конечно. Скажем, в Приморском районе по нашей программе "Здравствуй, музей!" работает 14 школ, 17 детских садов. Мы создаем эксклюзивную программу для детей и юношества. Опять же путеводитель для малышей "Ты пришел в музей". Диски. Один из них "Русский музей. Живопись" стал лучшим отечественным диском по искусству в 1997 году. Я полагаю, что материал, который мы преподносим детям, должен быть доступен для их понимания, совершенен. А чем совершеннее, тем доступнее. Русский музей, Российская академия образования совместно с Министерством культуры Российской Федерации выпустили брошюру "Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея". Такой программы еще не было. - Преподавателей, которые умеют работать на должном уровне, нужно готовить? - Что мы и делаем на кафедре искусствоведения и методики преподавания искусства в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. - У нас ведь начинания воспринимаются в штыки. Как отнеслись вначале к урокам искусствоведения даже не учителя, а родители? - Поначалу говорили: "Что это за безобразие? Зачем? И так дети загружены". А потом приходили к учителям и говорили: "Спасибо! Представляете, мое чадо после ваших уроков бумажки вокруг дома собирает". - Я слышала, что у вас есть специальные программы для беременных и для детей-инвалидов? - Для беременных это на уровне беседы. Пока. А для детей-инвалидов - "Шаг навстречу". Работаем с четырьмя группами. Для детей с замедленным развитием, с церебральным параличом, с пониженным слухом, зрением. Одним не справиться. Привлекаем родителей. Организовали выставку "Другими глазами" Там было много злых мам и докторов. В центре повесили картину, светлую такую на первый взгляд. В центре два лица: мужчины и девочки, вокруг бабочки, цветочки. А потом все читали название: "Мне снится папа, которого нет"... - Давайте проясним, какую же цель вы ставите. Ведь наверняка не ту, чтобы все пошли в искусствоведы? - Мы хотим научить детей не только смотреть, но и видеть. В начальной школе в первом классе программа так и называется: "Учись смотреть и видеть!" Все методики создаются на основе диалога. А я мечтаю о сказке. - ??? - Создать для детей такие виртуальные программы-путешествия (компьютерные), чтобы, скажем, картина "оживала", и они могли проникнуть в нее, что-то поменять, рассмотреть в деталях... - Ну, и грустный вопрос. Идут в преподаватели? - Грустно, но при том, сколько у нас платят, сами понимаете... Но мы хотим формировать не только зрителя сегодняшнего, но и завтрашнего. И тех, кто примет и понесет все, что мы тут пытаемся сделать дальше... Громко говоря, наследников культуры.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.